Без елки и Феи Драже
Благодаря театру Станиславского и Немировича-Данченко у меня появилась возможность создать спектакль "Щелкунчик" с оригинальным либретто, о котором я думал многие годы. С новыми декорациями, костюмами и хореографией, которую мне пришлось переосмыслить, мы надеемся создать спектакль не похожий ни на какие другие постановки.
1890
Чайковский получил заказ на одноактную оперу и двухактный балет от дирекции Императорских театров.
1892
Премьера балета "Щелкунчик" в постановке Льва Иванова состоялась 6 декабря на сцене Мариинского театра.
1919
Балет на московской сцене впервые поставил хореограф Александр Горский, расширив его до трех актов. Во втором акте на сцене появлялись деды Морозы, а в третьем действие переносилось на гигантский стол с елочными игрушками и подарками.
1923
Постановку Льва Иванова возобновил на сцене Мариинского театра в тех же декорациях балетмейстер-новатор Федор Лопухов. Еще одну версию он создал в 1929 году.
1932
Балет Льва Иванова на московской сцене поставил Александр Чекрыгин.
1934
В Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (бывшем Мариинском) Василий Вайнонен поставил своего "Щелкунчика". В 1939 он перенес эту постановку в Большой театр с некоторыми изменениями.
1966
На сцене Большого театра появляется знаменитый спектакль Юрия Григоровича, где впервые детские роли отданы не ученикам хореографического училища, а артистам. Это позволило усложнить хореографию. Впервые затанцевали и пантомимные персонажи – Дроссельмейер и Король мышей.
2001
В Мариинском театре балетмейстер Кирилл Симонов создал новый спектакль, главную "роль" в нем играет оформление знаменитого художника Михаила Шемякина. При этом в репертуаре театра сохраняется и классическая постановка Вайнонена.
2022
Балетмейстер Юрий Посохов ставит "Щелкунчика" на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, стремясь передать в спектакле дух гофмановской сказки.
"Хорошо, если после нашего спектакля зрители выйдут с каким-то свежим впечатлением от музыки, тем более, что это совершенно новый спектакль", – говорит дирижер Иван Никифорчин.
Юрий Посохов максимально пытался создать сказочную атмосферу за счет участия в спектакле огромного числа разных и очень ярких персонажей. Он развил образ моего героя, который предстает здесь творцом и создателем, персонажем, который управляет всем этим миром.
Французский танец из балета "Щелкунчик", МАМТ, постановка Юрия Посохова
Французский танец из балета "Щелкунчик", МАМТ, постановка Юрия Посохова
Французский танец из балета "Щелкунчик", МАМТ, постановка Юрия Посохова
Для меня история "Щелкунчика" – это история волшебства здесь и сейчас. Рождество – лишь повод, а детское восприятие – ключ к спектаклю.