Рейтинг@Mail.ru
Власть, жестокость, возмездие. Опера "Макбет" в театре на Большой Дмитровке - РИА Новости, 28.02.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сцена из оперы Макбет
Сцена из оперы Макбет

Власть, жестокость, возмездие

Опера "Макбет" в театре на Большой Дмитровке
Победители конкурса Хиблы Герзмава Вячеслав Васильев, Ольга Маслова и Алексей Кулагин исполнят главные партии в спектакле Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится показ обновленного "Макбета". Главные партии в опере Верди исполнят певцы – победители Первого международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава.
Шекспир, переложенный на музыку
"Макбет" – десятая по счету из 26 опер Джузеппе Верди. Он писал ее в 1846-1847 годах для театра во Флоренции. Почти через 20 лет, в 1865 году, по заказу парижской Гранд-Опера композитор сделал вторую редакцию, почти полностью переделав всю партитуру. Верди был страстным поклонником Шекспира, считал его произведения вершиной драматургии.
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкРепродукция гравюры художника Р. Лафона с портрета композитора Джузеппе Верди работы Джованни Больдини.
Джузеппе Верди
Репродукция гравюры художника Р. Лафона с портрета композитора Джузеппе Верди работы Джованни Больдини.
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкРепродукция рисунка Павла Львовича Бунина "Шекспир".
Рисунок Павла Бунина Шекспир
Репродукция рисунка Павла Львовича Бунина "Шекспир".
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Выставка "Посвящение Джузеппе Верди. К 200–летию со дня рождения. Декорации и костюмы из Римского оперного театра".

Открытие выставки, посвященной Джузеппе Верди

Выставка "Посвящение Джузеппе Верди. К 200–летию со дня рождения. Декорации и костюмы из Римского оперного театра".

1.
Репродукция гравюры художника Р. Лафона с портрета композитора Джузеппе Верди работы Джованни Больдини.
2.
Репродукция рисунка Павла Львовича Бунина "Шекспир".
3.

Выставка "Посвящение Джузеппе Верди. К 200–летию со дня рождения. Декорации и костюмы из Римского оперного театра".

В отличие от предшественников, которые использовали в операх шекспировские сюжеты, но в большей степени опирались на древние легенды, Верди перенес на музыкальную сцену именно шекспировскую пьесу. Кстати, в конце жизни композитор еще раз обратился к творчеству драматурга – его две последние оперы, трагический "Отелло" и комический "Фальстаф", также написаны по мотивам пьес Шекспира.
Сцена из оперы Макбет

Шотландия, 1040 год. Рыцарю Макбету ведьмы предрекают корону и позже – смерть. По настоянию жены, леди Макбет, он убивает законного монарха Дункана, а она – его стражников. Став королем, Макбет приказывает убить своего соратника Банко и его сына. Но после ему начинает являться призрак Банко. Ведьмы вновь предсказывают: Макбет непобедим, пока на него не двинется Бирнамский лес, но он должен опасаться дворянина Макдуфа. Тем временем Макдуф присоединяется к сыну покойного Дункана, который возглавил армию. Они намерены восстать против тирана. Воинам велено срезать по ветке в лесу и нести перед собой во время атаки. Макбет узнает о смерти жены. Он ведет свою армию в бой и погибает от рук Макдуфа.

Верди придавал огромное значение сюжету и качеству текста либретто, иногда поиски занимали много времени. В отличие от соратников по композиторскому цеху, он не использовал готовые варианты и всегда работал над текстом вместе с либреттистом. Композитор даже пояснял, какой ему нужен размер стиха, считая, что музыка всегда идет за текстом.
Над "Макбетом" Верди работал вместе с Франческо Мариа Пьяве, с ним же были созданы и другие оперы композитора. Верди сначала сам написал весь текст либретто в прозе, выделив узловые моменты и разделив все по сценам и номерам. Стараясь сосредоточиться на драме главных героев, он сократил побочные драматургические линии. Во время репетиций Верди ставил непростые задачи и перед певцами – требовал от них не только хорошего исполнения, но и качественной актерской игры. Иногда композитор был готов предпочесть актерский талант виртуозному вокалу. В переписке с певцами и импресарио он подробно объяснял свой замысел, подробности оркестровки.

"Макбет" стал новаторской работой Верди, где структура спектакля строилась по-новому, а не по принципу стандартных оперных номеров.

Режиссерская интерпретация
"Макбет" – одна из четырех опер Верди, которые идут на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко (в афише есть также "Аида", "Риголетто" и "Отелло"). Спектакль поставил известный драматический режиссер Кама Гинкас, для которого эта работа в опере стала чуть ли не первой в музыкальном театре. В его постановке нет конкретной временной эпохи. А сценография выдающегося театрального художника Сергея Бархина (1938-2020) вместо пейзажей Шотландии переносит зрителей на какие-то чуть ли не марсианские земли. Все артисты "Макбета" вместо средневековых нарядов одеты в костюмы из медицинских бинтов. Больше всего эти одеяния напоминают мумии.
© Фото : предоставлено МАМТ / Сергей РодионовСцена из оперы "Макбет"
Сцена из оперы Макбет
Сцена из оперы "Макбет"
© Фото : предоставлено МАМТ / Олег ЧерноусСцена из оперы "Макбет"
Сцена из оперы Макбет
Сцена из оперы "Макбет"
© Фото : предоставлено МАМТ / Сергей РодионовСцена из оперы "Макбет"
Сцена из оперы Макбет
Сцена из оперы "Макбет"
© Фото : предоставлено МАМТ / Сергей РодионовСцена из оперы "Макбет"
Сцена из оперы Макбет
Сцена из оперы "Макбет"
1.
Сцена из оперы "Макбет"
2.
Сцена из оперы "Макбет"
3.
Сцена из оперы "Макбет"
4.
Сцена из оперы "Макбет"
Кама Гинкас смещает акценты. Если раньше все внимание всегда было приковано лишь к главным героям оперы – Макбету и леди Макбет – то здесь настоящими зачинщицами происходящего становятся ведьмы. Они как кукловоды искушают героев.
Спектакль богат тщательно продуманными деталями. В течение всего действия на заднем плане сцены висят темные ветки, которые поначалу ничем не привлекают внимание зрителя. Но к концу они становятся предвестниками пророчества ведьм: "От всех врагов Макбет храним судьбой, пока Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм". Режиссер подчеркивает зыбкость и жестокость власти: правитель восседает на высоком шатающемся троне, а его корона сложена из черепов.
Сцена из оперы Макбет
Новые солисты на сцене театра
Первый Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзамава прошел в январе этого года на Основной и Малой сценах Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – родного для самой оперной примы. Участников оценивало жюри под председательством Хиблы Герзмава, зрители в зале и онлайн. Фаворитов музыкальные критики уже окрестили голосами нового поколения.
Открытие I Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава
Создатель и художественный руководитель конкурса, народная артистка России Хибла Герзмава выступает на открытии Первого Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.
Для многих певцов победа на конкурсе стала началом нового этапа в исполнительской карьере. Так, в "Макбете" 4 марта Вячеслав Васильев (I премия конкурса) исполнит заглавную партию, Ольга Маслова (I премия) – Леди Макбет, а Алексей Кулагин (Гран-при) предстанет в образе предводителя войска Дункана Банко. За дирижерский пульт встанет главный дирижер театра Феликс Коробов.
Баритон Вячеслав Васильев в 2017 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова, в его послужном списке – победы на разных международных конкурсах. С 2016 года он – солист оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра. Два года спустя дебютировал на петербургской мариинской сцене. А в 2021 году впервые вышел на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В спектакле 4 марта он исполнит заглавную партию.

Партия Макбета для меня – одна из самых любимых. Да, она считается очень сложной и местами кровавой для голоса и психики, но это Верди. Петь его всегда приятно и намного легче, чем других композиторов.

Вячеслав Васильев
Певец
Баритон Вячеслав Васильев
Баритон Вячеслав Васильев
Сопрано Ольга Маслова
Сопрано Ольга Маслова
Бас Алексей Кулагин
Бас Алексей Кулагин
Партнершей Васильева по спектаклю будет сопрано Ольга Маслова. В 2015 году она окончила Воронежскую государственную академию искусств и дебютировала на сцене Воронежского театра оперы и балета. Ведет активную концертную деятельность, она – победительница ряда международных конкурсов. Год назад стала солисткой оперной труппы Приморской сены Мариинского театра. Леди Макбет – первая партия для Ольги Масловой на сцене театра на Большой Дмитровке.

Партия леди Макбет сильно меня пугала. Не столько из-за техники – музыку Верди петь приятно и удобно несмотря на то, что она требует огромного разнообразия приемов. Эта партия страшна с драматической точки зрения.

Ольга Маслова
Певица
"Все мои предшествующие героини всегда были про любовь – живые, страдающие, любящие. Даже жестокая принцесса Турандот в конце оперы обретает живое женское сердце. Но Макбет... словно черная дыра, уничтожающая все, к чему только может прикоснуться. Она – существо с мертвым сердцем. Ее образ очень сложен, очень глубок, его страшно примерять на свою душу. Это как надеть платье из стеклянных осколков. Нужно огромное самообладание, чтобы снять его, не пролив слишком много крови", – признается певица.
Сцена из оперы Макбет
Сцена из оперы "Макбет"
Также в этот вечер на сцену театра выйдет еще один победитель конкурса Хиблы Герзмава – бас Алексей Кулагин. Академическим вокалом он занялся в 2015 году. Уже в годы учебы в Санкт-Петербургской консерватории Алексей стал солистом детского музыкального театра "Зазеркалье". С 2019 года – артист Молодежной оперной программы Большого театра, лауреат международных конкурсов.

Мне очень важно, чтобы наши лауреаты имели последующую жизнь после конкурса. Конечно же, это дебюты и в Мариинском театре, и в Большом театре, и у нас в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Хибла Герзмава
Певица, народная артистка России
"Я уверена, что это будут интересные работы, потому что все ребята очень талантливые, с прекрасными голосами. Они как актеры и артисты заинтересуют зрителей. Желаю им абсолютного звучания и счастья бытия на сцене", ­– говорит народная артистка России Хибла Герзмава.
 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала