Рейтинг@Mail.ru
Постыдное удовольствие: почему на самом деле все слушают попсу - РИА Новости, 30.08.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Постыдное удовольствие: почему на самом деле все слушают попсу

© YouTube/Luis Fonsi Кадр из клипа Despacito
Кадр из клипа Despacito
Читать ria.ru в
МОСКВА, 30 авг — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Есть музыка, в любви к которой не принято признаваться. Прилипчивые танцевальные ритмы, поп с абсурдными рифмами и рэп о деньгах и уличных разборках считаются не слишком интеллектуальным выбором. При этом высокие рейтинги говорят об их востребованности. РИА Новости разбирается, какой потенциал скрыт в навязчивых мотивах и чем они могут нравиться.

Что делает песню безвкусной

"Так можно назвать популярную, простую, незамысловатую, с расхожими фразами и мотивами композицию", — объясняет ученый-психолог Лера Голубчикова.
© YouTube/Luis Fonsi Кадр из клипа Despacito
Кадр из клипа Despacito
Кадр из клипа Despacito
«

"Это музыка, которая не требует от слушателя диалога, — уточняет композитор и пианист Игорь Яковенко. — Какой-нибудь уставший после работы айтишник включает ее фоном в машине — и не задумывается над смыслом. Просто постукивает пальцами в такт по рулю".

По мнению музыканта, композитора и актера Григория Бродского, "безвкусность" определяют примитивные ритм, слова и аранжировка, своеобразный имидж исполнителя.
"Часто волна неприятия вскипает не против самой песни, а явления, с которым она ассоциируется, — добавляет он. — Тюремный шансон, например, — с общественным транспортом. "Мальчик хочет в Тамбов" или "Черные глаза" — с городским рынком 90-х".
Музыкальный спрос формирует молодежь. А ее предпочтения напрямую зависят от информационной среды и уровня жизни.

Социальный стыд

То, что считается дурновкусием, слушает и зрелое поколение. Но зачастую не без чувства стыда.
"Есть такой психологический феномен — guilty pleasure, "постыдное удовольствие", — говорит Лера Голубчикова. — Этот ярлык обычно клеят на фильмы, книги или музыку, любовь к которым не принято афишировать".
© YouTube/Sayonara Boy

Кадр из клипа Элджея "Wunder King"

Кадр клипа Элджея  Wunder King

Кадр из клипа Элджея "Wunder King"

1 из 2
© YouTube/Sayonara Boy

Клип Элджея "Wunder King"

Кадр клипа Элджея  Wunder King

Клип Элджея "Wunder King"

2 из 2

Кадр из клипа Элджея "Wunder King"

1 из 2

Клип Элджея "Wunder King"

2 из 2
Стыд — социальная эмоция. Он может возникать из-за того, что плейлист окружающих отличается от нашего.
«

"Мы определяем "своих" по схожему вкусу — это поддерживает нашу самооценку, — объясняет психолог. — А "чужих" за их пристрастия можем критиковать — это усиливает чувство причастности к "своим".

Имея отличающиеся интересы, человек ощущает себя изолированным, страдает его самооценка.
"Вот и получается, что люди слушают у себя дома что-то постыдное, но желанное, — заключает Лера Голубчикова. — И скрывают это, чтобы соответствовать групповым нормам и ожиданиям".

В караоке — здоровый дух

Но чем же так привлекательны условно "неинтеллектуальные" треки?
"Исполнять в караоке песни Аллегровой, не попадая в ноты, — это треш, — считает композитор Игорь Яковенко. — Но нам всем иногда нужен треш. Как эмоциональная разгрузка, как способ временно выйти за рамки и снять напряжение".
Нелепые мелодии пробуждают чувства и активизируют мозг, в частности, "включают" иронию и шутки. Это одна из причин, почему на попсовые песни чаще других делают пародии другие исполнители и юмористы. Например, трек "Полукровка" стендап-комика Ивана Абрамова.
© YouTube/Иван АбрамовИван Абрамов за синтезатором
Иван Абрамов за синтезатором
Иван Абрамов за синтезатором
Еще может быть желание окунуться в детство и юность или лучше понять молодых, не отставать от моды. Однако выбор песни не всегда поддается контролю и рефлексии.
"Еще есть так называемая навязчивая музыка, которая безостановочно крутится в голове", — подчеркивает психолог Лера Голубчикова.
Вспомните те же "Despacito" пуэрто-риканского певца Луиса Фонси или "Мало половин" Ольги Бузовой. Согласно исследованиям, 98 процентов слушателей сталкиваются с подобными мелодиями, указывает психолог.
Выставка в честь 18-летия работы Ольги Бузовой в российском шоу-бизнесе - РИА Новости, 1920, 20.05.2022
В Сети раскритиковали Ольгу Бузову за ремейк песни Лады Дэнс

Вульгарность — понятие относительное

Музыка не всегда разделялась на массовый сегмент и премиум-класс.
«

"Пока в основе бальных танцев был шаг, элитарными считались полонез и павана, — приводит пример музыкант Григорий Бродский. — А площадные музыканты играли для народа. В уличных танцах были прыжки, неприличные для культурного общества".

Интерес к музыкальному фольклору возник лишь в XVIII веке, в эпоху романтизма. В опере "Кармен" Жорж Бизе использовал мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и других испанских танцев. Русских фольклорных мотивов много у Мусоргского и Чайковского.
"Во времена Чайковского, в свою очередь, неприличным был городской романс, — отмечает композитор Игорь Яковенко. — На этот жанр влияла цыганская музыка, позже на его основе сложились шансон и авторская песня".
 Танго на улице Корриентес в Буэнос-Айресе - РИА Новости, 1920, 09.07.2022
Грязные танцы: как непристойное аргентинское танго стало классикой
Больше всех досталось танго, родившемуся в бедных районах Буэнос-Айреса. Этот танец запрещали в Германии, Франции, Италии и Российской империи. Только в 2009 году ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.
Это не значит, что при будущих поколениях поп-жанр получит статус шедевра, но вполне вероятно, что потомки оценят его иначе. И процесс переосмысления уже идет.

Из попсы в поэзию

В последние годы художники и исполнители обращаются к попсовым песням 1990-х, находя в них творческий ресурс. На улицах школьники и студенты распевают "Белая ночь опустилась, как облако", клипы Ирины Салтыковой называют "прекрасно сделанным китчем".
В российском сериале "Amore more" звучат "На сиреневой луне" Леонида Агутина и "Розовый фламинго" Алены Свиридовой. На сцене "Театр.doc" в Москве ставят пьесу "Полярная болезнь", где звучит песня Татьяны Булановой и зрители ностальгически плачут.
© YouTube/Irina SaltykovaКадр из клипа Ирины Салтыковой "Серые глаза"
Кадр из клипа Ирины Салтыковой Серые глаза
Кадр из клипа Ирины Салтыковой "Серые глаза"
Открытие Дома культуры "ГЭС-2" в декабре прошлого года сопровождалось серией выставок, связанных с культурой 1990-х. Среди них был проект "Ясный мой свет" с участием Алены Апиной, Татьяны Булановой и Ирины Салтыковой. Их песни перевели на английский.
Исполнительницы в готичных образах читали тексты на камеру, медленно и мрачно. Получившиеся видео вызывали у гостей выставки ощущение, что они слушают викторианские стихотворения в духе Байрона, Шелли или Теннисона.
© YouTube/Татьяна Буланова Кадр из клипа Татьяны Булановой "Ясный мой свет"
Кадр из клипа Татьяны Булановой Ясный мой свет.
Кадр из клипа Татьяны Булановой "Ясный мой свет"
Более современная попса тоже вдохновляет творцов.
"Несколько лет назад я переделал "Черные глаза", — говорит Григорий Бродский. — Замедлил ритм, убрал восточный мотив. И песня обрела другой смысл, стала тарантиновской, чем-то из "От заката до рассвета". Песня про дьявольские черные глаза, которые можно вспомнить, а затем умереть от ужаса".
Аналогичным образом видеоблогер Radio Tapok переработал трек Клавы Коки "Покинула чат", исполнив ее грубым голосом под гитару. Получился необычный образец русского шансона.
Blackpink выступают в Sahara Tent во время фестиваля музыки и искусств Coachella Valley, Калифорния - РИА Новости, 1920, 15.07.2022
Корейские хиты K-pop: почему под них скачет весь мир

Поп-музыка как объект науки

Попсой интересуются не только люди искусства, но и ученые.
В 2020-м Институт музыкальных инициатив выпустил книгу "Новая критика. Контексты и смыслы российской поп-музыки". Авторы сборника пытаются понять особенности общества через постсоветское творчество. Темы, которые они изучают: образ города в хип-хопе, феминизм в имидже российских певиц, культурные конфликты и зачатки новой поэзии. Исследования такого рода продолжаются и сегодня.
Так что, если ваши друзья-интеллектуалы застали вас за прослушиванием Клавы Коки, Кати Лель или Ирины Аллегровой, не смущайтесь. Скажите им, что проводите научный эксперимент. И помните: возможно, в одиночестве они слушают то же самое. Или даже танцуют под "Despacito".
 Солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков, оперная певица Анна Нетребко и солист Большого театра России Юсиф Эйвазов выступают на гала-концерте Классика на Дворцовой в Санкт-Петербурге  - РИА Новости, 1920, 06.08.2022
Культурная отмена — всё? Российские артисты возобновили концерты за рубежом
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала