На рейсах как российских, так и международных авиакомпаний мужчины-бортпроводники встречаются заметно реже.
"Работу в основном выполняют красивые и хрупкие девушки. Это неспроста: наши улыбки и легкость помогают пассажирам чувствовать себя комфортно, — поясняет бортпроводник авиакомпании "Аэрофлот" Софья Мирошник. — А на тех, кто боится летать, образ стюардессы часто действует успокаивающе".
![Московский аэропорт Внуково. Стюардесса Аэрофлота после рейса Московский аэропорт Внуково. Стюардесса Аэрофлота после рейса](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801667234_0:0:2048:3171_600x0_80_0_1_5c56fd1921771a978476c333ee9a7678.jpg)
На рейсах как российских, так и международных авиакомпаний мужчины-бортпроводники встречаются заметно реже.
"Работу в основном выполняют красивые и хрупкие девушки. Это неспроста: наши улыбки и легкость помогают пассажирам чувствовать себя комфортно, — поясняет бортпроводник авиакомпании "Аэрофлот" Софья Мирошник. — А на тех, кто боится летать, образ стюардессы часто действует успокаивающе".
Но так было не всегда. Первоначально эти обязанности выполняли мужчины — вторые пилоты. А затем из соображений безопасности в экипаж стали добавлять третьего человека — стюарда, рассказывает бортпроводник бизнес-авиации Лилия Юлдашева.
Считается, что первая девушка — медсестра Эллен Черч — вышла в рейс только в 1930 году в США. Это был перелет из Сан-Франциско в Шайенн, после которого ей поручили сформировать отряд стюардесс с медицинским образованием. С тех пор груз ответственности за безопасность пассажиров в небе лежит на хрупких женских плечах.
![Стюардессы на аэродроме Домодедово Стюардессы на аэродроме Домодедово](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801667575_0:0:2048:2063_600x0_80_0_1_6cab2c75a0bb04a211ddebec26fdfa25.jpg)
Но так было не всегда. Первоначально эти обязанности выполняли мужчины — вторые пилоты. А затем из соображений безопасности в экипаж стали добавлять третьего человека — стюарда, рассказывает бортпроводник бизнес-авиации Лилия Юлдашева.
Считается, что первая девушка — медсестра Эллен Черч — вышла в рейс только в 1930 году в США. Это был перелет из Сан-Франциско в Шайенн, после которого ей поручили сформировать отряд стюардесс с медицинским образованием. С тех пор груз ответственности за безопасность пассажиров в небе лежит на хрупких женских плечах.
Обязанности бортпроводников постоянно менялись. Например, первая стюардесса СССР Эльза Городецкая, помимо прочего, выполняла функции еще и уборщицы салона.
Сейчас стюардов и стюардесс в основном освобождают от такой работы. Во-первых, не хватает времени, во-вторых, это неправильно с точки зрения санитарных норм — сначала бегать по салону с мусорным мешком, а потом работать с едой.
"Многие думают, что наша основная задача — предоставить высококлассный сервис, но это не так, — говорит бортпроводник "Аэрофлота" Любовь Сизых. — Главное — обеспечить безопасность".
![Стюардесса. Международный аэропорт Шереметьево Стюардесса. Международный аэропорт Шереметьево](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801668064_0:0:2056:2048_600x0_80_0_1_89f391afedbb2a72ee340a54f950069f.jpg)
Обязанности бортпроводников постоянно менялись. Например, первая стюардесса СССР Эльза Городецкая, помимо прочего, выполняла функции еще и уборщицы салона.
Сейчас стюардов и стюардесс в основном освобождают от такой работы. Во-первых, не хватает времени, во-вторых, это неправильно с точки зрения санитарных норм — сначала бегать по салону с мусорным мешком, а потом работать с едой.
"Многие думают, что наша основная задача — предоставить высококлассный сервис, но это не так, — говорит бортпроводник "Аэрофлота" Любовь Сизых. — Главное — обеспечить безопасность".
Есть и подводные камни. "Постоянные смены часовых поясов, климата, полеты по ночам, трансконтинентальные рейсы — все это негативно сказывается на здоровье. Профессиональная болезнь бортпроводников — варикоз", — поясняет Любовь.
"Можно улететь в 17:00, а можно — в три часа ночи, но ты всегда должна выглядеть бодрой и выспавшейся", — добавляет Софья.
![В Московском аэропорту Домодедово В Московском аэропорту Домодедово](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801668350_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_551c9d8ed151f61d4551e93e270d740a.jpg)
Есть и подводные камни. "Постоянные смены часовых поясов, климата, полеты по ночам, трансконтинентальные рейсы — все это негативно сказывается на здоровье. Профессиональная болезнь бортпроводников — варикоз", — поясняет Любовь.
"Можно улететь в 17:00, а можно — в три часа ночи, но ты всегда должна выглядеть бодрой и выспавшейся", — добавляет Софья.
Еще один минус — невозможность спланировать свою жизнь.
"Расписание приходит на три дня, и дальше ничего не известно. Никаких праздников для тебя не существует: можешь и Новый год в самолете встретить, и день рождения мамы в далеком Якутске отметить", — продолжает Софья.
Кроме того, девушек на борту постоянно преследует стресс. Не так улыбнулась или что-то не то сказала? Лишат части зарплаты. Кто-то рожает или возник пожар? Принимай роды, туши огонь и оставайся невозмутимой.
![Бортпроводница демонстрирует правила пользования ремнем безопасности в салоне самолета авиакомпании Победа в аэропорту Внуково имени А. Н. Туполева Бортпроводница демонстрирует правила пользования ремнем безопасности в салоне самолета авиакомпании Победа в аэропорту Внуково имени А. Н. Туполева](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801668651_0:0:3025:2048_600x0_80_0_1_494016d0299b50a58b402cacfb4f6a0b.jpg)
Еще один минус — невозможность спланировать свою жизнь.
"Расписание приходит на три дня, и дальше ничего не известно. Никаких праздников для тебя не существует: можешь и Новый год в самолете встретить, и день рождения мамы в далеком Якутске отметить", — продолжает Софья.
Кроме того, девушек на борту постоянно преследует стресс. Не так улыбнулась или что-то не то сказала? Лишат части зарплаты. Кто-то рожает или возник пожар? Принимай роды, туши огонь и оставайся невозмутимой.
Требования тоже строгие. Опрятный внешний вид, отсутствие видимых дефектов на лице и теле, грамотная речь, знание английского, возраст до 30 лет, идеальное здоровье — как физическое, так и психическое. Имеют значение и параметры.
"Я свидетель того, как многие опытные коллеги лишались хороших рейсов, отправлялись работать в экономический класс и в ночные смены из-за лишнего веса и возраста, — рассказывает Любовь Сизых. — Думаю, этот подход в корне неправильный. Опыт гораздо важнее внешности и фигуры".
![Стюардессы авиакомпании S7 фотографируются на летном поле международного аэропорта Толмачево в Новосибирске Стюардессы авиакомпании S7 фотографируются на летном поле международного аэропорта Толмачево в Новосибирске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801668869_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_60caaafb9067dcc16ebeade94ac346fe.jpg)
Требования тоже строгие. Опрятный внешний вид, отсутствие видимых дефектов на лице и теле, грамотная речь, знание английского, возраст до 30 лет, идеальное здоровье — как физическое, так и психическое. Имеют значение и параметры.
"Я свидетель того, как многие опытные коллеги лишались хороших рейсов, отправлялись работать в экономический класс и в ночные смены из-за лишнего веса и возраста, — рассказывает Любовь Сизых. — Думаю, этот подход в корне неправильный. Опыт гораздо важнее внешности и фигуры".
Но профессию не зря считают романтичной. Паря над облаками, бортпроводники встречают невероятно красивые рассветы, провожают закаты, видят небо, усыпанное миллиардами звезд, говорит Лилия Юлдашева.
А еще можно бесконечно много путешествовать по миру. "За это я люблю свою профессию всем сердцем, — отмечает Софья. — За перелеты, за встречи с новыми интересными людьми".
![Стюардесса в салоне самолета авиакомпании Utair в аэропорту Ремезов в Тобольске Стюардесса в салоне самолета авиакомпании Utair в аэропорту Ремезов в Тобольске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801714960_0:0:2996:2048_600x0_80_0_1_a21b2a67f3acad9114c7c6d0acc395cb.jpg)
Но профессию не зря считают романтичной. Паря над облаками, бортпроводники встречают невероятно красивые рассветы, провожают закаты, видят небо, усыпанное миллиардами звезд, говорит Лилия Юлдашева.
А еще можно бесконечно много путешествовать по миру. "За это я люблю свою профессию всем сердцем, — отмечает Софья. — За перелеты, за встречи с новыми интересными людьми".
Случаются в небе и по-настоящему романтические истории.
"Мы летели рейсом в Улан-Батор, — вспоминает Любовь. — Я бортпроводник бизнес-класса, он — второй пилот. Познакомились, пообщались, потом он отвез меня домой. А через три дня опять попали вместе в рейс, хотя это огромная редкость. Решили, что это судьба, и больше не расставались. Вскоре поженились, дочке уже три года".
![Бортпроводники авиакомпании Аэрофлот Бортпроводники авиакомпании Аэрофлот](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0b/1801666609_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_98bdd84ed4d5e42f968bd0d287adf98f.jpg)
Случаются в небе и по-настоящему романтические истории.
"Мы летели рейсом в Улан-Батор, — вспоминает Любовь. — Я бортпроводник бизнес-класса, он — второй пилот. Познакомились, пообщались, потом он отвез меня домой. А через три дня опять попали вместе в рейс, хотя это огромная редкость. Решили, что это судьба, и больше не расставались. Вскоре поженились, дочке уже три года".