Рейтинг@Mail.ru
Евгений Дудоров: пора говорить о создании в РФ департамента робототехники - РИА Новости, 24.08.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Евгений Дудоров: пора говорить о создании в РФ департамента робототехники

© Фото : предоставлено Евгением ДудоровымИсполнительный директор НПО "Андроидная техника" Евгений Дудоров
Исполнительный директор НПО Андроидная техника Евгений Дудоров - РИА Новости, 1920, 24.08.2021
Читать ria.ru в
Дзен
Двадцать второго августа 2019 года на орбиту отправился первый российский антропоморфный робот-космонавт "Федор". На борту Международной космической станции он провел две недели, участвуя в различных экспериментах. После его возвращения на Землю полученный опыт планируется применить при создании следующих отечественных роботов-космонавтов. На днях "Роскосмос" передал в Магнитогорск – на родину робота – спускаемую капсулу космического корабля "Союз", в котором летал "Федор". О перспективах использования робототехники в космосе, экономике и военном деле, а также необходимости учреждения государственного органа по координации развития робототехники в стране в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал исполнительный директор НПО "Андроидная техника", один из разработчиков робота "Федор" Евгений Дудоров.
– Прошло два года с полета робота "Федора" в космос. Расскажите, что из реализованного в его полете нашло или найдет применение в дальнейших разработках? Был ли полет полезен и чем для развития отечественной робототехники?
– В результате эксперимента мы получили уникальные материалы о функционировании антропоморфного робота в условиях микрогравитации, подготовлен научно-технический отчет, который лег в основу технического задания для создания следующего космического робота в рамках проекта "Теледроид". Это робототехнический комплекс для работы в открытом космосе. Робот "Федор" такого не мог, поскольку изначально не создавался для этих задач.
По результатам полета сделаны следующие выводы. Во-первых, роботы могут быть интегрированы в пилотируемые корабли и орбитальные станции и обеспечивать заданную функциональность. Во-вторых, признано перспективным выбранное направление исследований применения робототехники для поддержки экипажей внутри космических станций и кораблей. В-третьих, определено, что для применения антропоморфных роботов в условиях орбитальных станций потребуется провести доработки текущих систем робота и, возможно, инфраструктуры станции. Дальнейшее развитие космических экспериментов с антропоморфными роботами будет направлено на разработку техники для поддержки деятельности космонавтов в открытом космосе, на лунной орбитальной станции и напланетных базах. Это направление связано с повышением функциональности и автономности таких роботов за счет использования технологий искусственного интеллекта.
Марка с изображением антропоморфного робота Федора - РИА Новости, 1920, 11.05.2021
Антропоморфному роботу "Федору" посвятили почтовую марку
Дополнительно отмечу, что полет робота "Федор" имел очень существенный социальный эффект. Космический эксперимент с антропоморфным роботом Skybot F-850 является демонстрацией компетентности российских специалистов в области реализации не имеющих аналогов в мире экспериментов. Он получил широкое освещение в средствах массовой информации, привлек интерес общественности разных возрастов к робототехнике.
– В каком состоянии находится сейчас проект "Теледроид"? Решено ли, куда он в итоге отправится, на МКС или на российскую орбитальную станцию? Нет ли каких-либо проблем с реализацией проекта?
– Работы по проекту "Теледроид" ведутся в соответствии с намеченными этапами. Каких-либо трудностей с реализацией мы на данный момент не видим, стараемся придерживаться намеченного плана. Относительно финансирования проекта каких-либо вопросов тоже нет. Что касается места его дислокации во время проведения космического эксперимента, пока никаких изменений не намечается. План отправить его на МКС остается в силе. Это, в том числе, связано с тем, что одной из планируемых "базовых" точек крепления робота является европейская рука-манипулятор ERA, которую в скором времени установят на модуле "Наука" российского сегмента станции. Использование манипулятора как средства переноса робота по поверхности станции существенно расширяет возможности его применения. По сути, мы сможем работать в любом месте поверхности станции, куда дотянется манипулятор, тем самым помогая или даже заменяя выходы в открытый космос экипажа.
Срок проведения космического эксперимента на данный момент не установлен, скорее всего это 2025 год или чуть позже. Все зависит от программы запусков к МКС. Точно можно сказать, что весь 2024 год мы вместе с космонавтами и другими специалистами ракетно-космической отрасли будем проводить наземную отработку перед отправкой робота в космос.
– В прошлом году "Роскосмос" утвердил дорожную карту развития робототехники космического назначения на ближайшую перспективу. Что она предусматривает? Планируются ли совместные проекты НПО "Андроидная техника" и производителя лунных станций и легендарных луноходов НПО им. Лавочкина?
Стыковка корабля Союз МС-17 с Международной космической станцией - РИА Новости, 1920, 10.12.2020
"Роскосмос" утвердил программу развития космической робототехники
– В утвержденной дорожной карте целевых работ по робототехнике на борту МКС представлены три проекта. Во-первых, проект "Трибокосмос" по оценке влияния факторов космического пространства на изнашивание антифрикционных и износостойких материалов. Во-вторых, проект "Контур-3", нацеленный на оценку возможности управления космонавтами с орбиты расположенным на Земле робототехническим комплексом. В-третьих, проект "Теледроид". Работы по лунной программе и другим направлениям сюда не включены.
В настоящий момент мы с коллегами из ЦНИИмаш, НПО им. Лавочкина, Института космических исследований РАН, РКК "Энергия", Центра подготовки космонавтов и ЦНИИ робототехнических комплексов обсуждаем необходимость разработки "большой" "дорожной карты", а может быть даже стратегии развития робототехники в космосе.
В перспективных программах пилотируемого освоения Луны и других объектов Солнечной системы вне зависимости от выбранных сценариев потребуется использование робототехнических систем космического назначения. Это все понимают, поэтому в ближайшее время будем обсуждать этот вопрос с "Роскосмосом".
– Все чаще в материалах СМИ всплывает тема замещения роботами человеческих профессий. Как вы думаете, в каких профессиях люди будут первыми замещены на робототехнику?
– Говорить о скором массовом замещении роботами человеческих профессий пока преждевременно, этот процесс будет итерационным и не очень быстрым. Необходимо понимать, что уже сегодня большое количество рабочих мест в мире заменено роботами. В основном они выполняют рутинные операции на конвейерных производствах. В условиях недетерминированной среды роботов пока немного, и это объясняется сложностью условий их эксплуатации. Пока мы не создадим реальные алгоритмы блоков искусственного интеллекта, роботы не получат повсеместного применения.
Глава SpaceX Илон Маск рассказывает о планах по колонизации Марса  - РИА Новости, 1920, 20.08.2021
Илон Маск анонсировал появление в 2022 году робота-гуманоида
– Можете оценить потенциал представленного Илоном Маском на днях робота? Не получится ли так, что как Tesla потеснила других автопроизводителей, как SpaceX потеснил Россию и Европу на рынке коммерческих пусковых услуг, так и роботы Маска займут львиную долю сервисных роботов? Стоит ли роботу "Федору" уже начинать боятся за перспективы отечественной робототехники?
– Современный уровень технологий определяется в большей степени тем ресурсом, который на нее возможно потратить. Если Маск заявил о создании робота, значит он скорее всего будет создан, а вот будет ли он соответствовать заявленным техническим характеристикам и функционалу – это пока большой вопрос и, возможно, пиар-акция. Помимо аппаратной реализации робота необходимо решить ряд ключевых технологических задач: обеспечить устойчивую работу системы динамического равновесия и перемещения, адекватное восприятие информации с выдачей обратной связи, обеспечить функционал захватных устройств и многое другое. На реализацию этих задач потребуется несколько лет и усилия большого числа разработчиков. Для Boston Dynamics этот путь занял больше 30 лет и продолжается по сегодняшний день.
Заявление Маска о создании антропоморфного робота ожидаемо по нескольким факторам. Первое: ему необходима новая высокотехнологичная ниша с перспективой выхода на массовый рынок в ближайшие 10-20 лет. Второе: уровень технологий уже позволяет создавать приемлемые робототехнические устройства. Третье: общество уже готово к такого рода решениям, уровень шока новизны снижен до приемлемого состояния. Четвертое: любое освоение Луны и Марса не может быть выполнено без применения роботов. Пятое: вся инфраструктура для изготовления, продажи и обслуживания антропоморфных роботов у компании Tesla уже есть.
В целом, следует отметить, что автомобильные компании больше всего готовы к бизнесу, связанному с антропоморфными роботами ввиду схожести инфраструктуры и решений. Об этом свидетельствует и приобретение Hyundai компании Boston Dynamics. В ближайшее время я ожидаю схожих покупок со стороны лидеров автомобильной отрасли. В наших условиях очень сложно конкурировать с подобными зарубежными автогигантами. Российский бизнес, в том числе автомобильный, не готов вкладываться в развитие робототехники и ее технологий. Остается только обсуждать партнерство с государством.
Корабль Союз МС пристыкованный к МКС - РИА Новости, 1920, 12.02.2021
Эксперт рассказал о перспективах робототехники в космосе
– Насколько активно в России идет внедрение робототехники? Можно ли его сравнить с уровнем внедрения робототехники в других странах?
– Если верить статистике, представленной Международной федерацией робототехники, в 2019 году в мире объем продаж промышленных роботов вышел на уровень 16,5 миллиардов долларов США, за год установлено 422 тысячи роботов, а их общее число достигло 2,4 миллиона единиц. Объем мирового рынка сервисных роботов оценивается Research and Markets в 14,1 миллиарда долларов. В среднем в мире на 10 тысяч человек приходится 99 роботов, в некоторых странах, таких как Южная Корея, этот показатель составляет 800 роботов на 10 тысяч населения. В России в 20 раз меньше – всего пять роботов на 10 тысяч человек. Всем понятно, что через 10-20 лет робототехника будет определять уровень конкурентоспособности стран. Нам пора задуматься.
Сейчас внедрение робототехники происходит в самых разных отраслях: металлургическая и горная промышленность, машиностроение, медицина, космос, атомная промышленность, транспорт и многое другое. В РФ около 200 предприятий, занимающихся разработкой, производством и интеграцией робототехники (для примера, в Китае около 1000 таких компаний). Большая часть компаний – стартапы, которые представлены на рынке 1-3 года, и только 5-10% – зрелые компании с более чем 10-летней историей. Отставание России от мирового уровня в разработках компонентов робототехнических комплексов оценивается в среднем в 5-7 лет. Таким образом, сегодня требуется реализация мер, направленных на сокращение данного отставания и разработку типовых рядов робототехнических комплексов различного базирования и их компонентов.
Робот Promobot  - РИА Новости, 1920, 13.07.2021
Робот Promobot будет обучать детей робототехнике в Архангельске
Актуальность развития отечественной робототехники, в том числе военной, обусловлена географическими, демографическими, внешнеполитическими и технологическими факторами. Обстановка в современном мире, характеризующаяся обострением политической, экономической борьбы, распространением санкционных действий, ростом числа локальных военных конфликтов, требует быстрого и продуктивного приложения усилий в области создания высокотехнологичных робототехнических комплексов и систем. Динамика предложений на рынке отечественной робототехники в настоящее время отстает как от внутреннего спроса, так и от предложений зарубежных конкурентов.
– Каков процент импортного оборудования в используемых в России робототехнических комплексах?
– Все индивидуально. В зависимости от типа и назначения роботов процент применяемых комплектующих импортного производства может варьироваться от 3-4% до 90%, а в некоторых случаях и вовсе детали импортного производства отсутствуют. Для робототехники военного и космического назначения компоненты и комплектующие импортного производства практически не применяются, за исключением специально разрешенных компонентов, прошедших специальную сертификацию. Мы стремимся использовать самые передовые разработки, но в случае отсутствия возможности их приобретения создаем собственные решения. Например, так мы разработали собственную линейку бесколлекторных радиальных электродвигателей мощностью до 1 кВт и производим их серийно. Сейчас осваиваем серийное производство электродвигателей с аксиальным магнитным потоком. Мощность у этих двигателей уже доходит до 200 кВт.
– Какие программы по созданию роботов различного назначения сейчас реализуются в России, и насколько успешно, на ваш взгляд, проводится их выполнение?
– Существует целый ряд программ, которые так или иначе касаются робототехники. Это и концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года, и указы президента, и национальные проекты "Наука" и "Цифровая экономика", а также ряд иных нормативно-правовых актов.
Беспилотный летательный аппарат  - РИА Новости, 1920, 12.07.2021
NI рассказал об опасениях Пентагона из-за возможного создания в России ИИ
В государственных корпорациях "Росатом", "Ростех", "Роскосмос" и других также существуют собственные программы развития робототехники и технологий искусственного интеллекта, которые в значительной части расходятся между собой, а в какой-то части дублируют друг друга. В настоящий момент Фондом перспективных исследований и Советом РАН сделаны попытки создания специализированных программ, соответственно, "Технологии робототехнических комплексов" и "Стратегия развития робототехники в Российской Федерации на период до 2030 года". Удастся ли увязать и согласовать все эти программы, пока сказать сложно, еще сложнее предсказать, будут ли эти программы профинансированы. Мы сейчас находимся в такой ситуации, что о робототехнике говорят все и везде, но она в России "без головы". Она, с одной стороны, везде, и в то же время нигде. Так сказать, "размазана" тонким слоем по ряду министерств и корпораций, а по факту никем не консолидирована и не управляема.
– Учитывая, как активно внедряется робототехника в экономику, как активно ее стали применять в боевых действиях у границ России, нет ли необходимости начать государственный проект, аналогичный советскому атомному или космическому, с созданием министерства или госкорпорации робототехники?
Открытие международного военно-технического форума Армия-2021 - РИА Новости, 1920, 23.08.2021
В Минобороны уверены, что Россия может лидировать в сфере ИИ
– Все верно. Робототехника представляет собой комплексную и динамично развивающуюся отрасль, которая структурно находится в стадии становления. Назрела необходимость создания отдельной структуры, основными функциями которой должны стать создание условий для взаимодействия разработчиков с конечными заказчиками, популяризация и развитие отечественной робототехники в стране и за ее пределами, ведение открытой базы отечественных компаний и продуктов робототехнической промышленности, централизация процессов разработки и внедрения робототехнических решений в различных отраслях промышленности и социальной сферы, координация программ и стратегий развития робототехники и ее компонентной базы по отраслям промышленности и другие. Может быть и рано говорить о министерстве робототехники, но вполне возможно говорить, например, о создании департамента "Технологии робототехники и базовых элементов" в структуре Минпромторга.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала