Рейтинг@Mail.ru
"Утонули тысячи": как подлодка СССР устроила главное кораблекрушение века - РИА Новости, 17.04.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Утонули тысячи": как подлодка СССР устроила главное кораблекрушение века

Читать ria.ru в
МОСКВА, 17 апр — РИА Новости, Андрей Коц. Две торпеды, одна цель, множество уничтоженных нацистов — ровно 75 лет назад, в ночь на 17 апреля 1945-го, советская подлодка Л-3 атаковала немецкий военный транспорт "Гойя". Из семи тысяч солдат и офицеров вермахта, находившихся на борту, спаслись лишь 185. Об этой и других самых успешных атаках советских подводников — в материале РИА Новости.

Ночная атака

Ко второй половине апреля 1945-го дизель-электрическая подлодка Л-3 типа "Ленинец" под командованием капитана 3-го ранга Владимира Коновалова уже много дней охотилась в водах Балтики. Субмарина патрулировала выход из Данцигской бухты, через которую немцы в рамках операции "Ганнибал" морем эвакуировали из Восточной Пруссии разбитые войска. Транспорт "Гойя" водоизмещением 5230 тонн уже совершил четыре похода и вывез на территорию рейха почти 20 тысяч солдат и офицеров вермахта. Пятый рейс стал для него последним.
© Public domainНемецкий военный транспорт "Гойя"
Немецкий военный транспорт Гойя
Немецкий военный транспорт "Гойя"
Уже в сумерках 16 апреля Л-3 обнаружила конвой из трех транспортов и двух кораблей охранения севернее маяка Риксгафт. Коновалов через перископ выбрал для атаки самую крупную цель. Но чтобы угнаться за противником, субмарине пришлось всплыть и двигаться в надводном положении. Немецкие корабли шли быстро, и Л-3 выжимала из своих двигателей максимум мощности.
Советским подводникам помог случай. В 22:30 теплоход "Кроненфельс" лег в дрейф из-за поломки в машинном отделении. Весь конвой был вынужден остановиться. Неисправность устраняли около часа. К этому времени Л-3 уже совершила необходимые маневры и вышла на рубеж атаки. Коновалов отдал команду на пуск торпед около полуночи. Через несколько секунд гидроакустик доложил о двух взрывах в районе цели. Одна торпеда попала в машинное отделение "Гойи", вторая взорвалась в носовой части. Рвануло так, что мачты корабля обрушились на палубу, в небо поднялись столбы огня и дыма. В считанные минуты транспорт затонул, переломившись пополам.
Старейший ветеран-подводник из Тамбова Юлий Ксюнин
В Тамбове простились со старейшим подводником России
Корабли охранения пустились в погоню за советской подлодкой, однако Л-3 ушла от преследования и успешно вернулась на базу. Немцы понесли огромные потери: из семи тысяч находившихся на борту "Гойи" военнослужащих удалось спасти лишь 185. Гвардии капитану 3-го ранга Владимиру Коновалову за эту операцию присвоили звание Героя Советского Союза.

Торпеда "За Родину"

Самая известная победа советских подводников в годы Великой Отечественной — успешная атака немецкого транспорта "Вильгельм Густлофф" экипажем С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско 30 января 1945-го. Уничтожено порядка шести с половиной тысяч человек, в том числе около 1300 моряков подводного флота. От этого удара кригсмарине так и не оправился до конца войны.
© Public domainНемецкий военный транспорт "Вильгельм Густлофф"
Немецкий военный транспорт Вильгельм Густлофф
Немецкий военный транспорт "Вильгельм Густлофф"
Как и "Гойя", "Вильгельм Густлофф" перевозил немецких военных и беженцев из порта Данцига. Вопреки законам тактики корабль шел прямым курсом, не совершая противолодочных маневров и даже не выключив яркое освещение. Около семи часов вечера 30 января 1945-го огни заметили с субмарины С-13, находившейся в надводном положении. Лодка бросилась в погоню. В 21:00 С-13 зашла на цель со стороны берега, где ее меньше всего ждали. В 21:04 с дистанции менее 1000 метров лодка выпустила первую торпеду с надписью "За Родину", а затем еще две — "За советский народ" и "За Ленинград". Снаряды успешно поразили транспорт.
Пуск баллистической ракеты Булава в Баренцевом море
Посылка из глубин. Как действует самое смертоносное оружие подлодок
"Вильгельм Густлофф" получил сильные повреждения и затонул примерно через час. Выжили только 2500 пассажиров. Большинство погибших были гражданскими беженцами, за что Маринеско некоторые западные историки называют военным преступником. Однако советский офицер не нарушил никаких писаных и неписаных правил ведения боевых действий.
Во-первых, на борту "Густлоффа" находилось вооружение, что делало его явной мишенью. Во-вторых, транспорт перевозил военнослужащих действующей армии. В-третьих, он шел в сопровождении боевого корабля и не имел маркировки госпитального судна.

Лишить нефти

Иногда одна успешная торпедная атака способна серьезно повлиять на ход всей войны, что осенью 1941-го и доказали подводники Черноморского флота. Двадцать девятого сентября капитан-лейтенант Александр Девятко, командовавший субмариной Щ-211, обнаружил у берегов Болгарии неприятельский конвой, шедший из румынской Констанцы в Италию.
Учения по высадке десанта с подводной лодки Щ-214
Учения по высадке десанта с подводной лодки Щ-214
Учения по высадке десанта с подводной лодки Щ-214
Офицер принял решение атаковать головной корабль — итальянский танкер "Суперга" водоизмещением более шести тысяч тонн, под завязку заполненный нефтью. Подводники уже приготовили к залпу три носовых торпедных аппарата, когда лодке пришлось резко уйти на глубину: Щ-211 обнаружил сторожевой катер. Однако Девятко не сдавался, совершил маневр и атаковал "Супергу" из кормовых аппаратов. Судно получило пробоину, но осталось на плаву. Щ-211, оторвавшись от преследования, вернулась к конвою, и вечером следующего дня Александр Девятко, подкравшись к итальянцу на два кабельтовых (370 метров), добил его двумя торпедами.
А ночью 5 ноября 1941-го отличился экипаж подводной лодки Щ-214 под командованием капитан-лейтенанта Владимира Власова. Он торпедировал другое итальянское нефтеналивное судно — "Торчелло" — водоизмещением три с половиной тысячи тонн, шедшее из Босфора в Констанцу. Хватило одного выстрела с дистанции примерно четыре кабельтовых (740 метров). За месяц фашистская Италия потеряла два из пяти танкеров, перевозивших топливо из Румынии.
Подводная лодка проекта Ясень-М
Секреты "автономки". Как действуют российские АПЛ в дальних походах
Успешные действия советских подлодок вынудили Рим отказаться от доставки румынского топлива для своих кораблей до середины мая 1942-го. Итальянский флот в полном составе встал на якорь, отдав Средиземное море англичанам. А те не растерялись и устроили беспрепятственное избиение немецких транспортов, снабжавших африканскую группировку стран "оси" горючим, боеприпасами, техникой и людьми. По сути, две результативные торпедные атаки привели к тому, что инициатива в Северной Африке окончательно и бесповоротно перешла к союзникам по антигитлеровской коалиции.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала