https://ria.ru/20191109/1560744605.html
"Росатом" рассекретил приказ, запрещавший ученым ездить за рулем
"Росатом" рассекретил приказ, запрещавший ученым ездить за рулем - РИА Новости, 03.03.2020
"Росатом" рассекретил приказ, запрещавший ученым ездить за рулем
Специалистам, участвовавшим в создании первой советской ядерной бомбы, в целях безопасности было строжайше запрещено управлять автомобилями, говорится в приказе РИА Новости, 03.03.2020
2019-11-09T03:38
2019-11-09T03:38
2020-03-03T17:21
ядерные технологии
ссср
государственная корпорация по атомной энергии "росатом"
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152647/16/1526471621_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_8aad2438ea1c80d23b3be02e11325395.jpg
МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости. Специалистам, участвовавшим в создании первой советской ядерной бомбы, в целях безопасности было строжайше запрещено управлять автомобилями, говорится в приказе 1948 года, рассекреченном госкорпорацией "Росатом"."Росатом" публикует архивные материалы об истории отечественной атомной отрасли, 75-летие которой будет отмечаться в августе будущего года. В специальном разделе на портале "История Росатома" выложены факсимиле архивных документов, в том числе связанных с советским атомным проектом. Многие из этих документов ранее не публиковались.В их числе — приказ начальника штаба советской атомной промышленности, Первого главного управления при Совете министров СССР Бориса Ванникова от 18 сентября 1948 года о запрете всем специалистам, занятым в атомном проекте, "вне зависимости от их положения", садиться за руль служебных автомобилей.В соответствии с приказом руководители предприятий и организаций ПГУ должны были "категорически запретить" всем работникам управлять служебными автомобилями. Кроме того, им предписывалось принять меры, "исключающие возможность передачи шоферами управления автомашиной сотрудникам".За передачу управления шоферам угрожали судом.Безопасности создателей атомной бомбы в СССР уделялось очень большое внимание. Ключевым специалистам запрещалось летать самолетами, так что им выделили персональный пассажирский железнодорожный вагон. К ним также прикрепляли охрану из числа офицеров госбезопасности.Повод для запретаОснованием для приказа Ванникова стало принятое тремя днями ранее решение управляющего органа советского атомного проекта — Специального комитета при Совете министров, который возглавлял тогда Лаврентий Берия. Спецкомитет рассматривал два ДТП с участием выдающихся ученых, занятых в создании атомного оружия. Как следует из рассекреченного ранее протокола, в ДТП попали сотрудники Лаборатории № 2 Академии наук СССР Игорь Панасюк и Лев Арцимович."Научный сотрудник Лаборатории № 2 товарищ Панасюк взял у шофера служебной машины управление автомашиной, не имея на то права. В результате произошла авария, при которой сам товарищ Панасюк получил тяжелое ранение", — говорится в документе. Арцимович тоже взялся управлять автомобилем, и это привело к аварии, в которой сам ученый "не пострадал лишь случайно". Спецкомитет потребовал исключить возможность повторения подобных происшествий.Лабораторией № 2 называлась организация во главе с Игорем Курчатовым, отвечавшая за научное руководство атомным проектом. Сейчас это Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт". Игорь Панасюк (1917-1972) и Лев Арцимович (1909-1973) были одними из ближайших соратников Курчатова и еще до войны сделали вместе с ним выдающиеся открытия в ядерной физике. В ходе реализации атомного проекта Панасюк сыграл большую роль в строительстве и пуске первых советских ядерных реакторов, а Арцимович — в создании электромагнитных установок для обогащения урана, а также получения лития-6, необходимого для термоядерных зарядов.Сын Игоря Панасюка, директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Скобельцына МГУ Михаил Панасюк, рассказал РИА Новости о некоторых деталях ЧП 1948 года."Во время командировки они с водителем ехали на "Виллисе". За рулем был шофер. В дороге что-то случилось, вроде бы отказали тормоза, произошла авария. Отец сильно пострадал. Было расследование, виновником аварии признали водителя, но вопросов было много — как и почему это случилось", — вспоминает собеседник агентства.По его словам, авария произошла на "Базе-10". Так в то время называлось место расположения на Южном Урале комбината № 817 — первого советского предприятия по производству оружейного плутония. Впоследствии "База-10" носила названия "Челябинск-40" и "Челябинск-65", а ныне это город Озерск. Комбинат № 817 сейчас — Производственное объединение "Маяк" "Росатома". Игорь Панасюк был научным руководителем первого советского реактора — наработчика плутония на заводе № 817.
https://ria.ru/20191105/1560571173.html
https://ria.ru/20191029/1560329827.html
https://ria.ru/20191102/1560531271.html
ссср
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152647/16/1526471621_171:0:2900:2047_1920x0_80_0_0_85a38fc4e35c10ec04f42a9be7cb081b.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
ссср, государственная корпорация по атомной энергии "росатом", россия
Ядерные технологии, СССР, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Россия
МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости. Специалистам, участвовавшим в создании первой советской ядерной бомбы, в целях безопасности было строжайше запрещено управлять автомобилями, говорится в приказе 1948 года, рассекреченном госкорпорацией "
Росатом".
"Росатом" публикует архивные материалы об истории отечественной атомной отрасли, 75-летие которой будет отмечаться в августе будущего года. В специальном
разделе на портале "История Росатома" выложены факсимиле архивных документов, в том числе связанных с советским атомным проектом. Многие из этих документов ранее не публиковались.
В их числе — приказ начальника штаба советской атомной промышленности, Первого главного управления при Совете министров СССР Бориса Ванникова от 18 сентября 1948 года о запрете всем специалистам, занятым в атомном проекте, "вне зависимости от их положения", садиться за руль служебных автомобилей.
В соответствии с приказом руководители предприятий и организаций ПГУ должны были "категорически запретить" всем работникам управлять служебными автомобилями. Кроме того, им предписывалось принять меры, "исключающие возможность передачи шоферами управления автомашиной сотрудникам".
За передачу управления шоферам угрожали судом.
Безопасности создателей атомной бомбы в СССР уделялось очень большое внимание. Ключевым специалистам запрещалось летать самолетами, так что им выделили персональный пассажирский железнодорожный вагон. К ним также прикрепляли охрану из числа офицеров госбезопасности.
Основанием для приказа Ванникова стало принятое тремя днями ранее решение управляющего органа советского атомного проекта — Специального комитета при Совете министров, который возглавлял тогда Лаврентий Берия. Спецкомитет рассматривал два ДТП с участием выдающихся ученых, занятых в создании атомного оружия.
Как следует из рассекреченного ранее протокола, в ДТП попали сотрудники Лаборатории № 2 Академии наук СССР Игорь Панасюк и Лев Арцимович.
"Научный сотрудник Лаборатории № 2 товарищ Панасюк взял у шофера служебной машины управление автомашиной, не имея на то права. В результате произошла авария, при которой сам товарищ Панасюк получил тяжелое ранение", — говорится в документе.
Арцимович тоже взялся управлять автомобилем, и это привело к аварии, в которой сам ученый "не пострадал лишь случайно". Спецкомитет потребовал исключить возможность повторения подобных происшествий.
Лабораторией № 2 называлась организация во главе с Игорем Курчатовым, отвечавшая за научное руководство атомным проектом. Сейчас это Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт". Игорь Панасюк (1917-1972) и Лев Арцимович (1909-1973) были одними из ближайших соратников Курчатова и еще до войны сделали вместе с ним выдающиеся открытия в ядерной физике. В ходе реализации атомного проекта Панасюк сыграл большую роль в строительстве и пуске первых советских ядерных реакторов, а Арцимович — в создании электромагнитных установок для обогащения урана, а также получения лития-6, необходимого для термоядерных зарядов.
Сын Игоря Панасюка, директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Скобельцына МГУ Михаил Панасюк, рассказал РИА Новости о некоторых деталях ЧП 1948 года.
«
"Во время командировки они с водителем ехали на "Виллисе". За рулем был шофер. В дороге что-то случилось, вроде бы отказали тормоза, произошла авария. Отец сильно пострадал. Было расследование, виновником аварии признали водителя, но вопросов было много — как и почему это случилось", — вспоминает собеседник агентства.
По его словам, авария произошла на "Базе-10". Так в то время называлось место расположения на Южном Урале комбината № 817 — первого советского предприятия по производству оружейного плутония. Впоследствии "База-10" носила названия "Челябинск-40" и "Челябинск-65", а ныне это город Озерск. Комбинат № 817 сейчас — Производственное объединение "Маяк" "Росатома". Игорь Панасюк был научным руководителем первого советского реактора — наработчика плутония на заводе № 817.