Пленарное заседание ПМЭФ с участием Владимира Путина. Онлайн-репортаж
Редакция Ria.ru завершает онлайн-репортаж. За новостями с Петербургского форума следите в специальном разделе.
"Вопрос ядерной программы КНДР важен для всего мира, и мы с нашими китайскими друзьями уделяем этому много внимания", — заметил Путин, рассуждая на тему урегулирования корейского конфликта.
По его словам, Пхеньяну нужны гарантии безопасности, и вчера эта проблема поднималась в переговорах с Си.
"И мы, и Китай заинтересованы в денуклеризации. Каковы могут быть гарантии? Это ключевой вопрос, и мы все должны подумать об этом. Важно доверие. Мы довольны тем, как развивается процесс и рассчитываем, что Трампу и Ким Чен Ыну удастся продвинуться в обсуждении проблемы", — добавил президент.
Что бы Си поменял, чтобы мировая торговля не скатывалась в протекционизм и изоляцию?
"Хотел бы быть конструктором, а нарушителем. Порядок надо улучшать, а не переворачивать. Вижу в мире только наших друзей. Например, Россия — наш великий сосед, а ЕС — стратегический партнер", — комментирует председатель КНР.
Со Штатами есть торговые трения, но страны тесно связаны — между ними крупные инвесторы, идет торговля. Каждый день между США и Китаем курсируют более десяти тысяч человек и трудно представить настоящий отрыв Пекина от Вашингтона, добавил Си Цзиньпин.
Может ли Словакия или Болгария проголосовать против продления санкций?
Пеллегрини: "Есть позиция ЕС и Словакия — член ЕС. Но есть и позиция республики: мы не считаем, что санкции кому-то помогают. Это не приносит пользы ни ЕС, ни России".
Радев: "Я лично не голосую, потому что Болгарию в Евросовете представляет премьер-министр".
Путин о газовом проекте "Южный Поток": "Многие в Болгарии сожалеют, что он не состоялся. Страна потеряла миллиарды инвестиций, тысячи рабочих мест и миллионы долларов доходов за транзит. Нельзя об этом не сожалеть. А почему это произошло? Есть издержки в западной системе интеграции, есть ограничения суверенитета. В ЕвразЭС мы такого не наблюдаем".
Президент Болгарии не согласился, что у Болгарии нет суверенитета. "Это коллективное европейское решение", — подчеркнул Румен Радев.
"Белорусы и русские — один народ. Так сложилось, что мы живем в разных странах. Но планов о каком-то объединении нет", — ответил Путин на вопрос об отношениях с Минском и частых встречах с Лукашенко.
"Одно дело играть, другое — быть кем-то. Для того, чтобы играть, нужен талант перевоплощения, а для того, чтобы заниматься государственными делами, нужен опыт, знания, нужно уметь увидеть главные проблемы и найти инструменты решения этих проблем, собрать дееспособных людей в команду и дать им возможность свободно мыслить и принимать решения, объяснять миллионам людей мотивы своего поведения и самое главное — иметь мужество и характер брать на себя ответственность за последствия этих решений.
Не говорю, что у Зеленского нет этих качеств. Есть ли все другие? Вполне может быть. Но я этого не знаю. Пока мы видим противоречивые высказывания: до выборов одно, после — другое. Посмотрим", — ответил глава государства.
Разговор об Украине. Страна разорвалась между ЕвразЭС и ЕС. А почему не поздравили Зеленского — вопрос к Путину.
"Мы не отказываемся от контактов, будем работать. А он продолжает антироссийскую риторику, не определился с позицией", — заявил президент России.
"Есть конкретные вещи, которые мы должны преодолеть для интеграции с тем же ЕС. Например, технические регламенты. Они у нас разные. <...> Некоторые у них лучше, некоторые — строже у нас. Мы должны объяснить нашим партнерам, что в одностороннем порядке технические вещи не решаются. Либо мы говорим партнерам: мы готовы перейти на ваши стандарты, но это потребует времени и денег. Здесь и сейчас это сделать невозможно", — заметил Путин.
Вопрос об Евразийской зоне экономического сотрудничества. Для постсоветских стран сближение с Западом часто происходит за счет ухудшения отношений с Россией. Может ли Путин повлиять на ситуацию и сделать так, чтобы не было вынужденного выбора?
Очень многие в мире поняли, что геополитические игры не приносят пользы никому, считает Никол Пашинян.
"Мы не собираемся входить в эти игры. Мы хотим развивать нормальные отношения с Россией", — отметил глава армянского правительства.
"Если есть возможность человека не прятать за решетку, то, конечно, к этому нужно стремиться. На это будут направлены наши действия по гуманизации процессов подобного рода", — заявил Путин.
Вопрос в зыбкости правил, парирует модератор. "Ему инкриминируют хищение двух миллиардов. Это должно быть наказано, либо с него должны быть сняты обвинения. В США бизнесменов сажают на 150 лет. Есть заповедь: "Не воруй". Вот и всё и нечего тут обсуждать", — резюмирует глава государства.
Вопрос про американского бизнесмена Майкла Калви, которому инкриминируют хищения в особо крупных размерах. На кого бизнес должен ориентироваться, на гарантии Путина или спецслужбы?
"Они должны ориентироваться на российское законодательство. Не воруй, веди себя прилично и дело с концом" — подчеркнул президент.
Есть у Си "инфраструктурная мечта" — программа "Один пояс, один путь", в которой Россия не участвует напрямую, а "сопрягается", сказала Шеварнадзе и попросила председателя КНР оценить роль Москвы в проекте.
"Мы хотели использовать историческую память всех народов мира и восстановить эту динамику в современном мире. "Шелковый путь" в древние времена был ограничен количеством маршрутов, а сегодня в проекте готовы участвовать большинство стран. Соглашения об участии подписали более 130 стран и 30 организаций. <...> У нас взаимное притяжение. Это идея принадлежит не только Китаю, это принесет пользу всем. <...> Контакты с Путиным углубляются, и мы хотим через продвижение этой инициативы сформировать пространство единой судьбы. Уверен, что эта мечта сбывается" — пояснил глава КНР.
Заменит ли Китай Запад для России?
"Мы не работаем против кого-то, мы работаем на свое благо и благо наших партнеров. Не будем никого менять", — заметил Путин.
Снова вопрос к Владимиру Путину: "Если из товарооборота между РФ и КНР вычесть сырье, по остальным показателям китайско-российское сотрудничество не такое уж и тесное. Почему?"
В ответ российский президент заметил, что товарооборот между странами растет и структура его интенсивно меняется. "Нас это не особенно смущает. Тенденция в целом положительная. У нас хорошие перспективы в космосе, авиастроении, в атомной энергетике — там сплошные высокие технологии. Договорились о строительстве одного блока, два еще в работе. У нас много направлений", — подчеркнул российский президент.
Шеварнадзе попросила словацкого премьера рассказать, как на тарифные войны смотрят в Европе.
С точки зрения ЕС это "только трамповская история" или нет? "Это очень сложный вопрос. Я объяснил Трампу, что введение тарифов на промышленные товары затронет Словакию и ее союзников. Друзья не поступают так по отношению друг другу", — заявил Петер Пеллегрини.
А как на ситуацию смотрят в ООН?
"Испанский политик однажды сказал, что политики — единственные животные, которые дважды спотыкаются об один и тот же камень. Мир уже видел холодную войну, и мы должны предотвратить начало второй. Войны между блоками, которые будут разделены в военном и технологическом отношении. Нужно восстановить доверие (между государствами), для этого нужно уважать международное право", — отметил генсек организации Антониу Гутерреш.
Когда появились сильные конкуренты, США пускают в ход различные ограничения, повторил свою мысль Путин.
Этот наносит большой урон мировой экономике — к 2022 году это приведет к спаду роста мирового ВВП на 2%, а рост мировой торговли упадет аж на 17%.
"Если будет продолжаться как сегодня, все столкнутся с колоссальными потерями. На что это будет переложено? На наших граждан. <...> Наше место — в борьбе за справедливые экономические принципы", — считает президент.
"Когда тигры дерутся в долине, умная обезьяна сидит и смотрит, чем это закончится", — отвечает российский президент.
Теперь вопрос к Путину: где место России в этой схватке за экономическое первенство?
Нельзя, рассердившись на блох, бросить всю шубу в печь, заметил Си.
"Это вопрос об отношениях о глобализации и антиглобализации. На самом деле, мы решительно выступаем за глобализацию, позиция Китая не меняется. Антиглобализация это тоже тенденция современного мира, но это лишь малая часть общей волны, которая не остановит процесс в целом", — ответил председатель КНР.
Идет дискуссия о тарифных войнах. Вопрос к Си — как отстаивать собственные интересы в таких условиях?
Говоря об изменениях климата генсек ООН заметил, что этот процесс ускоряется, тогда как политическая воля, наоборот, замедляется. А всем нужна зеленая экономика, считают в ООН.
"Изменение климата — крупнейший системный риск сейчас в мире", — заявил Гутерреш.
Но опасна и "глобальная политическая жара", заметил спикер. Многополярность сама по себе не гарантирует мир, если нет рамок, рассуждает Гутерреш. Важно, чтобы отношения между странами основывались на международном праве. Кроме того, для мира нужна сеть международных организаций.
"Ценности устава ООН подвергаются вызовам и угрозе. Подчеркну несколько императивов. Первое — справедливая глобализация. Люди стали более богатыми и здоровыми, но есть и голод, и неравенство. Также растет напряженность в торговле, финансовые рынки неустойчивы. Необходима экономика, которая создает возможности для всех", — отметил Гутерреш.
Следом выступает генсек ООН Антониу Гутерреш.
Пеллегрини напомнил, что текущих темпов прогресса недостаточно, о чем свидетельствуют данные ООН. По его словам, есть несколько глобальных проблем, одна из них — финансирование. На развитие нужно от 5 до 7 триллионов долларов, от 7 до 10 процентов глобального ВВП, считает словацкий премьер.
Пашинян закончил выступать, у трибуны — премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини.