https://ria.ru/20190402/1552314384.html
Ребенок в беде: откуда берутся "дети-маугли" и как им помочь
Ребенок в беде: откуда берутся "дети-маугли" и как им помочь - РИА Новости, 02.04.2019
Ребенок в беде: откуда берутся "дети-маугли" и как им помочь
Дети, которые пострадали из-за пренебрежения родителями своими обязанностями по уходу и воспитанию, регулярно попадают в поле внимания общественности. У людей возникает много вопросов: как так получилось, что происходит с ребенком в таких условиях и можно ли ему как-то помочь? Точка зрения психологов на эти сложные проблемы – в нашем материале.
2019-04-02T12:29
2019-04-02T12:29
2019-04-02T12:29
общество
анна кузнецова
детские вопросы
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155231/44/1552314441_0:110:1501:954_1920x0_80_0_0_f27fca2a392ed4f74407fa2b06118b96.jpg
Пятилетнюю девочку, найденную 10 марта 2019 года в захламленной квартире на Ленинградском шоссе, в обсуждениях в интернете и СМИ практически сразу стали называть "маугли" из-за того, что у ребенка отмечались проблемы с общением и первоначально отсутствовала речь. Однако обследовав девочку, врачи пришли к выводу, что термин применять к ней было бы неправильно."Я бы не употреблял этот термин. Это такое клише, которое прицепится к ней на всю жизнь. Это дополнительная психологическая травма, учитывая, что девочка потом попадет дальше в социум", ‒ сказал главный врач московской детской клинической больницы имени Башляевой Исмаил Османов журналистам, отметив, что ярлык "маугли" может навредить ребенку в будущем.Османов также отметил, что спустя неделю после обнаружения девочки, при активной работе с докторами и психологами она начала говорить отдельные слова, узнавать животных на картинке, героев из мультфильмов. "Говорит очень осторожно и шепотом, такое ощущение, что боится, чтобы посторонние не услышали", ‒ сказал Османов.Доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт рассказала РИА Новости, что девочка, судя по информации в СМИ, долгое время находилась в условиях депривации, то есть лишения удовлетворения своих базовых потребностей (в том числе в заботе, любви, принятии), которая оказывает зачастую очень неблагоприятное воздействие на развитие, может приводить к задержкам или серьезному отставанию.Что делать?Психолог отметила, что для полного прояснения ситуации с состоянием девочки с ней должна работать команда специалистов: прежде всего это врач-педиатр, психологи (прежде всего клинические – патопсихолог и нейропсихолог), дефектолог и логопед."Диагностический этап нужен, чтобы определить индивидуально-психологические особенности, сформированные и несформированные стороны психической деятельности и выделить мишени коррекционно-развивающей, психотерапевтической и реабилитационной работы с девочкой. Более того, необходимо провести анализ ситуации: с рождения ли ребенок находился в условиях депривации или нет", ‒ сказала она.Помимо работы с ребенком, как рассказала психолог, необходимо также провести обследование матери девочки."В отношении матери ребенка, скорее всего, будет назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, поскольку также важно определить ее психическое состояние и способность правильно оценивать ситуацию, связанную с воспитанием ребенка", ‒ добавила Делибалт.В настоящее время мать девочки заключена под стражу, возбуждено дело по статье "Покушение на убийство".Можно ли помочь?Дети, попавшие в сложные жизненные условия, часто страдают от разного рода психологических проблем или отстают в развитии от своих сверстников. Можно ли им помочь и от чего будет зависеть эффективность лечения? Каждый случай индивидуален, считает психолог Варвара Делибалт, но успех лечения во многом зависит от того, насколько рано ребенок был оторван от общества детей и взрослых и как долго он находился в таких опасных условиях."Если до депривации у ребенка были сформированы те или иные навыки, то прогноз более благоприятный. Но, с другой стороны, чем старше ребенок и чем дольше он находился в депривированных условиях, тем кропотливее и длительнее требуется комплексная работа специалистов, которая может не всегда приводить к полному восстановлению тех или иных функций и формированию навыков", ‒ рассказала она.Психолог особо подчеркнула, что каждый такой случай требует безотлагательной помощи и максимальных усилий специалистов.Детство – это особо значимый в жизни человека период, потому что именно в это время закладываются все основные умения и навыки, которые позволят ему реализоваться в жизни. Как отметила Варвара Делибалт, в детской психологии есть такой термин "сензитивный период", он означает чувствительность ребенка к воспитанию в определенные возрастные периоды."Например, для развития и формирования речи таким чувствительным периодом является ранний возраст от одного года до трех лет. Другие возрасты также отличаются собственной сензитивностью. Более того, для полноценного развития ребенка требуется создание условий, в которых он может осуществлять различную деятельность, способствующую его развитию. Такая деятельность (у младенцев ‒ непосредственно эмоциональное общение с матерью, у детей раннего возраста – предметная деятельность, у дошкольников – сюжетно-ролевая игра) стимулирует созревание и усложнение нейронных связей в головном мозге и способствует качественным преобразованиям психики ребенка", ‒ рассказала психолог.Это только подтверждает точку зрения о том, что органам опеки стоит вмешиваться в ситуацию в неблагополучных семьях как можно раньше, пока изменения в психике ребенка на стали необратимыми.Сейчас найденная в замусоренной квартире девочка находится в социальном центре, с нею занимаются психолог, логопед, педагоги. Как сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, которая навещает ребенка, девочка быстро учится и открыта для всего нового. "Когда я пришла, Люба меня сразу узнала. Она легко идет на контакт, улыбка не сходит с ее лица", ‒ сказала Кузнецова.Для нормального психического развития неврологически благополучного ребенка, как подчеркивает Варвара Делибалт, необходимо полноценное общение с ближайшим окружением. Вопрос с устройством в семью найденной в Москве девочки будет решаться органами опеки и попечительства, но в ближайшее время она по-прежнему будет находиться в социальном учреждении.
https://ria.ru/20190313/1551767621.html
https://ria.ru/20190327/1552146426.html
https://ria.ru/20190401/1552299628.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155231/44/1552314441_37:0:1461:1068_1920x0_80_0_0_95dab6648d3a347c0700374f63a20853.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, анна кузнецова, детские вопросы
Общество, Анна Кузнецова, Детские вопросы
Ребенок в беде: откуда берутся "дети-маугли" и как им помочь
Дети, которые пострадали из-за пренебрежения родителями своими обязанностями по уходу и воспитанию, регулярно попадают в поле внимания общественности. У людей возникает много вопросов: как так получилось, что происходит с ребенком в таких условиях и можно ли ему как-то помочь? Точка зрения психологов на эти сложные проблемы – в нашем материале.
Пятилетнюю девочку, найденную 10 марта 2019 года в захламленной квартире на Ленинградском шоссе, в обсуждениях в интернете и СМИ практически сразу стали называть "маугли" из-за того, что у ребенка отмечались проблемы с общением и первоначально отсутствовала речь. Однако обследовав девочку, врачи пришли к выводу, что термин применять к ней было бы неправильно.
"Я бы не употреблял этот термин. Это такое клише, которое прицепится к ней на всю жизнь. Это дополнительная психологическая травма, учитывая, что девочка потом попадет дальше в социум", ‒ сказал главный врач московской детской клинической больницы имени Башляевой Исмаил Османов журналистам, отметив, что ярлык "маугли" может навредить ребенку в будущем.
Османов также отметил, что спустя неделю после обнаружения девочки, при активной работе с докторами и психологами она начала говорить отдельные слова, узнавать животных на картинке, героев из мультфильмов. "Говорит очень осторожно и шепотом, такое ощущение, что боится, чтобы посторонние не услышали", ‒ сказал Османов.
Доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт рассказала РИА Новости, что девочка, судя по информации в СМИ, долгое время находилась в условиях депривации, то есть лишения удовлетворения своих базовых потребностей (в том числе в заботе, любви, принятии), которая оказывает зачастую очень неблагоприятное воздействие на развитие, может приводить к задержкам или серьезному отставанию.
Психолог отметила, что для полного прояснения ситуации с состоянием девочки с ней должна работать команда специалистов: прежде всего это врач-педиатр, психологи (прежде всего клинические – патопсихолог и нейропсихолог), дефектолог и логопед.
"Диагностический этап нужен, чтобы определить индивидуально-психологические особенности, сформированные и несформированные стороны психической деятельности и выделить мишени коррекционно-развивающей, психотерапевтической и реабилитационной работы с девочкой. Более того, необходимо провести анализ ситуации: с рождения ли ребенок находился в условиях депривации или нет", ‒ сказала она.
Помимо работы с ребенком, как рассказала психолог, необходимо также провести обследование матери девочки.
"В отношении матери ребенка, скорее всего, будет назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, поскольку также важно определить ее психическое состояние и способность правильно оценивать ситуацию, связанную с воспитанием ребенка", ‒ добавила Делибалт.
В настоящее время мать девочки заключена под стражу, возбуждено дело по статье "Покушение на убийство".
Дети, попавшие в сложные жизненные условия, часто страдают от разного рода психологических проблем или отстают в развитии от своих сверстников. Можно ли им помочь и от чего будет зависеть эффективность лечения? Каждый случай индивидуален, считает психолог Варвара Делибалт, но успех лечения во многом зависит от того, насколько рано ребенок был оторван от общества детей и взрослых и как долго он находился в таких опасных условиях.
"Если до депривации у ребенка были сформированы те или иные навыки, то прогноз более благоприятный. Но, с другой стороны, чем старше ребенок и чем дольше он находился в депривированных условиях, тем кропотливее и длительнее требуется комплексная работа специалистов, которая может не всегда приводить к полному восстановлению тех или иных функций и формированию навыков", ‒ рассказала она.
Психолог особо подчеркнула, что каждый такой случай требует безотлагательной помощи и максимальных усилий специалистов.
Детство – это особо значимый в жизни человека период, потому что именно в это время закладываются все основные умения и навыки, которые позволят ему реализоваться в жизни. Как отметила Варвара Делибалт, в детской психологии есть такой термин "сензитивный период", он означает чувствительность ребенка к воспитанию в определенные возрастные периоды.
"Например, для развития и формирования речи таким чувствительным периодом является ранний возраст от одного года до трех лет. Другие возрасты также отличаются собственной сензитивностью. Более того, для полноценного развития ребенка требуется создание условий, в которых он может осуществлять различную деятельность, способствующую его развитию. Такая деятельность (у младенцев ‒ непосредственно эмоциональное общение с матерью, у детей раннего возраста – предметная деятельность, у дошкольников – сюжетно-ролевая игра) стимулирует созревание и усложнение нейронных связей в головном мозге и способствует качественным преобразованиям психики ребенка", ‒ рассказала психолог.
Это только подтверждает точку зрения о том, что органам опеки стоит вмешиваться в ситуацию в неблагополучных семьях как можно раньше, пока изменения в психике ребенка на стали необратимыми.
Сейчас найденная в замусоренной квартире девочка находится в социальном центре, с нею занимаются психолог, логопед, педагоги. Как сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, которая навещает ребенка, девочка быстро учится и открыта для всего нового. "Когда я пришла, Люба меня сразу узнала. Она легко идет на контакт, улыбка не сходит с ее лица", ‒ сказала Кузнецова.
Для нормального психического развития неврологически благополучного ребенка, как подчеркивает Варвара Делибалт, необходимо полноценное общение с ближайшим окружением. Вопрос с устройством в семью найденной в Москве девочки будет решаться органами опеки и попечительства, но в ближайшее время она по-прежнему будет находиться в социальном учреждении.