Андрей Веселов, Владимир Ардаев
Тверской суд Москвы заочно приговорил основателя фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера к девяти годам лишения свободы за неуплату налогов. В США признавать вину мошенника не хотят и вместо него "судят" Россию. В так называемый "список Магнитского", созданный стараниями Браудера, попадает все больше лиц, абсолютно никакого отношения к этому делу не имеющих, например глава Чечни Рамзан Кадыров. О "деле Браудера" и "законе Магнитского" — в материале РИА Новости.
Суд да дело
В США и Европе Браудер смог выстроить образ борца с коррупцией и жертвы преступления, хотя сам он и реализовывал мошеннические схемы, в которых обвинял других. "У Браудера никогда не похищались никакие компании, через которые были выведены деньги из бюджета. То есть деньги из нашего бюджета пришли к нему же, но, чтобы отвести от себя подозрения, была придумана инсценировка хищения. Как у нас говорят: "Вор тот, кто громче всех кричит: "Держи вора!" — рассказывает РИА Новости адвокат Наталья Весельницкая, долгое время расследовавшая деятельность Браудера.
Прокуратура инкриминировала Браудеру и его подельнику Ивану Черкасову организацию преднамеренного банкротства созданной в Калмыкии компании "Дальняя степь" и уклонение от уплаты налогов в 1996-2005 годах на сумму около 3,3 миллиарда рублей. Следствие установило, что эта компания, генеральным директором которой числился Браудер, на самом деле была фирмой-пустышкой, через которую скупались акции "Газпрома", чтобы в обход закона скрыть иностранное происхождение бенефициаров. Кроме того, в ее штате фиктивно числились работники-инвалиды, и это позволяло получать большие налоговые льготы.
Прокуроры пришли к выводу, что банкротство было преднамеренным, а заблаговременный вывод средств из компании причинил значительный ущерб государству, сумма которого определена в 3,5 миллиарда рублей. Браудер обвинен в организации преступления, Черкасов — в его осуществлении.
Защита просила оправдать обоих за недоказанностью вины. Подсудимые, которые находятся за пределами России, своих представителей на суд не прислали, их интересы защищают адвокаты по назначению.
В результате суд проговорил Браудера к девяти годам лишения свободы и штрафу в 200 тысяч рублей, а также на три года запретил ему заниматься бизнесом на территории России. Черкасов получил восемь лет, штраф на 200 тысяч рублей и запрет на ведение бизнеса. Кроме того, суд удовлетворил иск потерпевших — трех отделений управления Федеральной налоговой службы по городу Москве — и взыскал с подсудимых более 4,2 миллиарда рублей.
Два раза по девять
Компания "Дальняя степь" наряду с другими калмыцкими фирмами, аффилированными с Hermitage Capital Management, уже фигурировала в суде. Тогда, в июле 2013 года, подельником Браудера выступал юрист фонда Сергей Магнитский, признанный виновным в уклонении от налога на прибыль более чем на полмиллиарда рублей. Дело Магнитского суд прекратил в связи с его смертью в следственном изоляторе в 2009 году, а Браудера по двум эпизодам организации уклонения от уплаты налогов приговорил к девяти годам лишения свободы.
Интерпол неоднократно отклонял запрос России на установление его местонахождения, и 22 октября Россия в одностороннем порядке поместила его имя в список розыска международного бюро. Вскоре Браудер заявил, что после этого Соединенные Штаты аннулировали его визу.
Тогда же, в октябре, Министерство юстиции и общественного порядка Кипра заявило, что правовое сотрудничество с Генеральной прокуратурой России по уголовным делам, в которых фигурирует Браудер, продолжается: иск зарегистрирован в суде. Однако дальнейшие действия приостановлены в ожидании приговора Тверского суда.
По словам генпрокурора, он направил в Штаты более тысячи страниц документов о преступлениях Браудера в России с призывом возбудить против него уголовное дело. Вместо этого США фактически возбудили дело против самой России, создав в 2010 году известный "список Магнитского", а в декабре 2012-го — приняв "закон Магнитского".
"Легенда" и "спекуляции"
После того как в 2009 году аудитор Hermitage Capital Management Сергей Магнитский скончался от сердечного приступа в СИЗО "Матросская тишина" и Браудер оказался под следствием в России, он развернул бурную деятельность, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. В тех мошеннических схемах, которые инкриминировались ему и Магнитскому, он обвинил российских чиновников. А заодно придумал версию о насильственной смерти своего сотрудника. "Этим воспользовались политики в США. Им нужен был повод надавить на Россию, и Браудер этот повод придумал. Достоверность никого не интересовала", — рассказывает Весельницкая.
После выступления инвестора в конгрессе американские законодатели проголосовали за создание так называемого "списка Магнитского", закрыв въезд в свою страну 60 российским должностным лицам, виновным, по их мнению, в смерти аудитора. То же самое проделал и Европарламент.
Любопытно, что в Госдепартаменте не верили Браудеру, считали его версию "дела Магнитского" "легендой" и "спекуляцией". Об этом прямо писал своим коллегам руководитель русского отдела разведки Госдепа Роберт Отто. Но при этом публично Браудера всячески поддерживали.
Последнее пополнение списка произошло в нынешнем декабре — в него Минфин США внес пятерых российских граждан, в числе которых оказался и действующий глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, не имеющий даже отдаленного отношения к тому, что произошло с Сергеем Магнитским. В Вашингтоне сочли, что Кадыров допускает "грубые нарушения, признанные всем мировым сообществом, прав человека", таких как "свобода вероисповедания, свободное выражения мнения, собрания, права на справедливый суд и демократических выборов в России".
Для Рамзана Кадырова попадание в "список Магнитского" обернулось удалением его аккаунта в социальной сети Instagram, на который были подписаны полтора миллиона пользователей.
Таким образом, имя Сергея Магнитского стало за Западе нарицательным, и вся ситуация полностью утратила свой первоначальный смысл. В итоге Браудер, чья вина в организации крупнейших налоговых преступлений в России давно доказана, превратился там в "жертву режима".