Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Британский министр обороны Майкл Фэллон заявил вчера, что Великобритания оставляет за собой право превентивного ядерного удара: "При самых крайних обстоятельствах нельзя исключить применения ядерного оружия в качестве превентивного удара".
Обстановка на планете тревожная. По словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, в современной политике "правил больше нет", а температура международных отношений холоднее холодной войны.
И все же — кому адресованы угрозы Лондона?
Арктический привет
Сегодня в структуре программы Trident (самый дорогой элемент британских Вооруженных сил) — четыре атомные подводные лодки, каждая из которых способна нести до 16 межконтинентальных баллистических ракет Trident D5 с ядерными и термоядерными боеголовками. Дальность поражения — около 10 тысяч километров. Ракетоносцы базируются на западном побережье Шотландии.
Цена одной субмарины Vanguard превышает миллиард фунтов стерлингов. Со временем программа становится только дороже, польза от нее неочевидна, и все же летом 2016 года британский парламент проголосовал за модернизацию "ядерного щита". Планируется заменить с 2030 года субмарины класса Vanguard новыми стратегическими подводными ракетоносцами класса Successor.
По оценке британского правительства, стоимость новой программы составит 31 миллиард фунтов стерлингов. Лейбористы и Шотландская национальная партия считают, что затраты составят в общей сложности 167 миллиардов фунтов за 32 года. А если Шотландия выйдет из состава Соединенного Королевства, это поставит под угрозу всю программу Trident, ведь строительство новой базы может потребовать двух десятилетий и 15 миллиардов фунтов стерлингов (около 20 миллиардов долларов).
Жесткая реакция
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич призвал дать жесткий ответ британскому министру обороны.
Недопущение ядерного конфликта — основа российской военной политики, и все же Военная доктрина Российской Федерации содержит положение о применении ядерного оружия в ответ на агрессию против нее или ее союзников с применением оружия массового поражения, а также в случае агрессии против России с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Знают ли об этом в Лондоне?
Безрассудное силовое устрашение не соответствует британским национальным интересам. Очевидно, на международной арене Лондону следует отбросить атавистические имперские замашки и вести себя рациональнее, осмотрительнее.
План Вершбоу — Роуза
Стандартную обвинительную прелюдию о нарушении Договора РСМД, о "нелегальных" крылатых ракетах наземного базирования, которые якобы испытывает Россия, венчает стройный список "ответных мер":
— убедить союзников по НАТО щедро раскошелиться,
— ускорить модернизацию американских ядерных и неядерных крылатых ракет воздушного базирования большой дальности (LRSO),
— "наладить продажу" союзникам американских ракет класса "воздух-земля" с инерциально-спутниковым наведением и крылатых ракет "Томагавк",
— развернуть системы обороны США и НАТО для противостояния крылатым ракетам на случай конфликта с Россией,
— напомнить России, что НАТО является ядерным альянсом, и "убедиться в том, что у Москвы не осталось иллюзий относительно того, что она сможет нанести ограниченные ядерные удары для деэскалации обычного военного конфликта" (к сожалению, механизм проверки иллюзий не обозначен).
Вроде бы ничего нового, дежурный "танец с бубном". Россия никогда и никому не угрожала ограниченной ядерной войной, поэтому особенно заметно, что американские идеологи роста оружейных продаж невысокого мнения об уме и человеческом достоинстве европейских союзников. Однако агрессивный маркетинг приносит доход, продаются даже заведомо сырые истребители пятого поколения F-35, это главное.
Остается посочувствовать британцам и жителям континентальной Европы, которых Вершбоу и Роуз вгоняют в дорогостоящую тревогу относительно несуществующей российской угрозы (все-таки в США спокойнее). Если отбросить иллюзии, Лондон по настоящему угрожает лишь благополучию британских налогоплательщиков.