Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости
В сенате США представлен первый устный отчет о расследовании обстоятельств вмешательства России в выборы американского президента. По словам председателя специального сенатского комитета по разведке Ричарда Бёрра, "расследование находится лишь на начальном этапе", и "делать выводы сейчас было бы безумием".
Тем не менее сенаторы, ведущие расследование, сочли необходимым отчитаться о проделанной работе и поделиться планами на будущее.
Допросить зятя президента
По словам Бёрра, расследование ведут семь профессиональных сотрудников аппарата спецкомитета, получивших необходимый допуск к работе с секретными документами. Они уже изучили значительную часть из тысяч страниц предоставленных материалов, но им предстоят еще недели работы с документацией.
Вероятно, с 3 апреля начнется и опрос свидетелей. Для дачи показаний уже приглашены два десятка человек, пяти назначены даты их интервью, для остальных они будут названы в ближайшее время. Большинство тех, кто предстанет перед сенаторами, — аналитики американского разведсообщества, уточняет Foreign Policy.
Кроме того, есть и добровольные свидетели — те, кто сами вызвались дать показания. Среди них — советник президента США Дональда Трампа, его зять Джаред Кушнер. Как сообщил телеканал CNN со ссылкой на собственный источник, Кушнер в ходе интервью не намерен отказываться от самих фактов своих встреч с главой "Внешэкономбанка" Сергеем Горьковым и российским послом в США Сергеем Кисляком. Однако будет утверждать, что эти встречи носили характер "координационных совещаний" и были нацелены на "поиск хорошего посредника" в отношениях с Россией.
По словам источника CNN, Кушнер старался наладить неофициальные каналы связи с президентом России Владимиром Путиным, как это делала переходная команда Трампа с лидерами многих стран. С этой целью Кушнер провел десятки встреч с иностранными политиками и бизнесменами.
Это расследование Ричард Бёрр назвал "одним из крупнейших, когда-либо проводившихся на Капитолийском холме", сообщают американские СМИ. При этом он особо подчеркнул, что процесс будет долгим.
"Когда вы смотрите фильм, он продолжается примерно два часа. Но когда вы видите отснятую для этого фильма пленку — это может быть 50 часов. Мы не хотим просто прочитать доклад спецслужб. Мы хотим убедиться в том, что все выводы сделаны правильно", — сказал глава сенатского спецкомитета по разведке.
В одной упряжке
Многие американские СМИ обратили внимание на то, что и сам устный отчет в сенате, и последовавшая затем пресс-конференция для журналистов носили очевидный демонстрационный характер. Причем демонстрировалась не только бурная деятельность спецкомитета, но и готовность "дойти до истины", единство в которой всячески старались подчеркнуть республиканец Ричард Бёрр и его заместитель демократ Марк Уорнер.
Бёрр и Уорнер особо напирали на то, что расследование и составление итогового отчета будут непременно носить двухпартийный характер. Ричард Бёрр, республиканец из Северной Каролины и сторонник Трампа в ходе его предвыборной кампании, заявил, что не сойдет с дистанции и продолжит свое участие в расследовании, даже если оно нанесет ущерб репутации президента.
Такую "демонстрацию солидарности" The New York Times считает неслучайной — она особо контрастирует с ситуацией в палате представителей, где депутаты-республиканцы поставили под сомнение беспристрастность расследования. Основанием послужили обвинения в адрес главы комитета по разведке палаты калифорнийского республиканца Дэвина Нунеса в его якобы близости к президенту Трампу. В результате разразившегося скандала очередные заседания комитета, посвященные расследованию, были отменены.
"Это проявление коллегиальности в сенате выглядит как нарочитый контраст с теми разногласиями, которые возникли в палате представителей", — пишет издание.
"Но даже та редкая степень двухпартийного единства, которую проявили Бёрр и Уорнер, не снимает главного вопроса: сможет ли контролируемый республиканцами конгресс эффективно расследовать утверждения о том, что Трамп и его сторонники координировали с российской разведкой дискредитацию Хиллари Клинтон в период выборов", — сомневается Foreign Policy.
Сенатское расследование, по словам его организаторов, призвано ответить на четыре основных вопроса:
1. Была ли российская киберактивность или другие действия направлены против США и их союзников?
2. Включали ли эти действия контакты между Россией и лицами, связанными с политическими кампаниями, или другими гражданами США?
3. Как отреагировало на эти действия правительство США и что требуется, чтобы защитить США и союзников в будущем?
4. Какие утечки секретной информации могли произойти?
С дальним прицелом
На пресс-конференции на Капитолийском холме в среду Ричард Бёрр особо подчеркнул, что организаторы сенатского расследования стремятся "открыть глаза" не только Америке. Их цель — "усилить не только в США, но и по всему миру осознание того, чем занимается Россия".
По его словам, особую бдительность должны проявить те страны, которые стоят на пороге выборов. В качестве примера глава спецкомитета упомянул Францию, в процесс выборов президента которой, "согласно любым суждениям", Россия активно вмешивается. Впрочем, сенатор не уточнил, о каких и чьих суждениях идет речь.
Россия неоднократно опровергала обвинения американских спецслужб в попытках повлиять на выборы в Америке. Утечки в СМИ о том, что представители предвыборного штаба Дональда Трампа постоянно общались с представителями российской разведки, в Кремле также назвали не опирающимися на факты. Опровергает их и Белый дом, однако оппозиционная Демократическая партия продолжает раздувать скандал по поводу "российского вмешательства". Усилия демократов находят поддержку и у ряда политиков-республиканцев, недовольных избранием президентом США Дональда Трампа.