Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Крупнейший на Украине 65-й арсенал ВСУ на северной окраине города Балаклеи Харьковской области в ночь на 23 марта загорелся, детонировали боеприпасы. Вокруг эпицентра ЧП на земле установлена семикилометровая зона безопасности, эвакуировано около 20 тысяч жителей. Введен запрет на полеты над горящим складом в радиусе 40 км.
Площадь арсенала — 368 гектаров, и если там начали взрываться 152-мм артиллерийские снаряды (всего — 138 тысяч тонн), это закончится не скоро.
Тушить огонь невозможно, площадь пожара увеличивается. Киев запросил помощи у международных организаций. Усилена охрана арсеналов и восточного участка границы.
Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос назвал ЧП в Харьковской области диверсией. Украинский министр обороны Степан Полторак оперативно заявил, что к диверсии могут быть причастны Россия, Донецкая и Луганская народные республики.
Накануне Верховная рада Украины попросила у США статус основного союзника вне НАТО. Депутаты отметили, что положительное решение конгресса и двустороннее военное соглашение повлияют на прекращение конфликта в Донбассе. По стечению обстоятельств, "фейерверк" на крупнейшем оружейном складе страны ярко продемонстрировал готовность и возможности Украины к более тесному военному сотрудничеству с США и Североатлантическим альянсом.
И все же, что происходит в Харьковской области и в стране?
Снаряды для Донбасса
Очевидно, что артиллерийские снаряды из 65-го арсенала ВСУ предназначались прежде всего для продолжения карательной операции (АТО) в Донбассе. Разумеется, жители ЛНР и ДНР всегда желали уменьшить арсеналы Киева, но за три года гражданской войны ни один украинский оружейный склад не пострадал. И в данном случае диверсия маловероятна. От Балаклеи до Луганска по прямой — 200 км. Донецк находится на расстоянии 175 км. Российская граница — в 90 км от арсенала. То есть для разведывательно-диверсионной группы по всем направлениям путь неблизкий (трое суток в один конец).
Между тем ЧП в Балаклее обрастает фантастическими подробностями. Якобы в глухой ночи (3:45 мск), перед пожаром местные жители слышали "гул беспилотников", а некоторые даже видели бомбометание. Жалок лепет оправданий СБУ. И все-таки "рой дронов" остается в большей степени модной темой СМИ, нежели практикой боевого применения военнослужащими ДНР и ЛНР.
Россия не является стороной внутриукраинского конфликта. Подозревать в мелких пакостях страну, располагающую "Калибрами", даже по меркам Запада — дурной тон (они уверены, что Москва гораздо агрессивнее). Наиболее реалистичным выглядит вариант хищения оружия (для продажи) специалистами ВСУ с дальнейшим заметанием следов.
Совпадение во времени обращения и пожара — случайное, но глубоко символичное.
Особый статус
Североатлантический альянс — орган коллективный и медлительный. Короткая связка Киев — Вашингтон сократила бы сроки принятия решений в случае военной необходимости. Стороны ясно сознают, к чему стремятся.
"Основной союзник вне НАТО" (Major Non-NATO Ally, MNNA) — это союзник США, не входящий в альянс. Статус утвержден в 1989 году и присваивается министром обороны США после согласования с госсекретарем. Подобным образом американцы формализовали военные союзы, выходящие за географические рамки территорий, связанных Атлантикой. Изначально статусом основного союзника США вне НАТО располагали пять стран (Австралия, Египет, Израиль, Южная Корея и Япония). Со временем Госдеп расширил "круг друзей" до шестнадцати.
На постсоветском пространстве в очереди за особым статусом сегодня стоят Грузия, Украина и Молдавия (желающие получить оружие, логистику и разведданные американцев).
Присваивая какой-либо стране статус основного союзника США вне НАТО, Вашингтон принимает на себя ряд обязательств. Среди них — возможность участия в контртеррористических мероприятиях, поставки ограниченных видов вооружения. В отличие от вопроса о вступлении Украины в Североатлантический альянс, предоставление ей статуса основного союзника является суверенным правом США, то есть не требует согласия всех стран НАТО.
Однако Киеву необходимо учитывать союзный опыт Буэнос-Айреса, которому в ходе Фолклендского конфликта 1982 года США не помогли, хотя "Межамериканский договор о взаимной помощи" предполагал американскую военную помощь Аргентине. Для США важнее оказались интересы Великобритании. Позднее государства Боливарианского альянса народов Америки (АЛБА) предпочли выйти из Межамериканского договора.
Не менее показателен военно-политический опыт "основных союзников вне НАТО" — Афганистана и Пакистана. Очевидно, новый статус может принести Украине лишь новые проблемы. Начало положено "Актом в поддержку свободы Украины — 2014".
Ранее Forbes писал, что Украина и Грузия не могут принести НАТО никакой выгоды, отношения с Россией окажутся под угрозой, и Вашингтон не должна волновать судьба этих стран.
Подготовка к войне
Украина, опираясь на поддержку США и ряда других стран Запада и Востока, сформировала вокруг себя "кольцо фронтов". Невзирая на огромные потери в Донбассе, Киев устраивает провокации на крымском направлении, перевооружается, продвигает ракетные программы и даже намерен создать собственный МиГ-29. СБУ заявила вчера о задержании девяти "агентов российских спецслужб".
Украина старательно выполняет алгоритмы Запада по втягиванию России в войну, фактически — программу самоуничтожения.
В это же время Вашингтон генерирует новые антироссийские санкции, усиливает военное присутствие в Восточной Европе. США продолжают втягивать в сферу НАТО нейтральные страны Северной Европы. Случайно или преднамеренно Пентагон публикует информацию о вводе войск на Украину, которая может в любое время рвануть, как арсенал в Балаклее.