МОСКВА, 19 дек — РИА Новости. Достигнутые после визита президента России в Японию договоренности, в частности, по совместной хозяйственной деятельности на Курилах, будут способствовать созданию более благоприятной атмосферы на переговорах по мирному договору, заявил заведующий кафедрой дипломатии МГИМО, бывший заместитель министра иностранных дел России Александр Панов.
Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ 15-16 декабря провели встречи в Нагато и Токио, приняв также участие в форуме "Японо-российский бизнес-диалог". Помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил, что Путин и Абэ поручат экспертам начать консультации по подготовке совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах.
"Для России это безусловно прорыв и большой успех, и я считаю, его нужно закреплять, активно реализовывать. Но окно возможностей, которое появилось, не вечное, и мы должны думать, насколько сохранится линия Японии в отношениях с Россией, что будет после того, как Абэ уйдет со своего поста, чтобы после смены власти в Японии не произошел откат", — заявил Панов.
Бывший замглавы МИД РФ коснулся главной проблемы, омрачающей российско-японские отношения — отсутствие мирного договора пр итогам Второй мировой войны из-за претензий Токио на южнокурильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
"Никто не предполагал, что будет заключен мирный договор. Все ожидания, которые выплескивались в ток-шоу такие скандальным образом, были совершенно неоправданны и не отвечали тому уровню развития отношений, который у нас с Японией есть ", — считает Панов.
"Решить территориальный вопрос за один, за два визита невозможно: надо идти каким-то другим путем. И этот путь был найден, в виде того, что Япония наконец согласилась заняться хозяйственной и гуманитарной деятельностью на этих четырех островах. Имеется в виду, что это будет способствовать созданию более благоприятной атмосферы для ведения переговоров по мирному договору".
Он напомнил, что подвижки в этом вопросе наметились еще в 90-е, когда Россия и Япония договорились о безопасном морском промысле вокруг Курил, что помогло решить проблему нарушения морской границы японскими рыбаками. По его словам, теперь речь идет о том, чтобы "перейти с моря на сушу ".
"Японцы против того, чтобы на островах действовать по российским законам. Неслучайно этот момент стал центральным в дискуссиях Путина и Абэ", — подчеркнул завкафедры дипломатии МГИМО.
"Везде достигнуты неравнозначные, но серьезные результаты, и обе стороны на официальном уровне расценивают это положительно. Конечно, есть те, кто недовольны: и в Японии, и у нас в России, а есть масса аргументов и в ту, в другую стороны. Но я считаю, что визит был успешный и в целом в той ситуации, в которой мы сейчас находимся, это максимум того, что можно было достичь", — подытожил Панов.

Риск и решимость
Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, в свою очередь, напомнил, что большинство японцев оценили переговоры Путина и Абэ негативно, что отразилось на общем уровне поддержки действующего правительства Японии.
"И это является подтверждением политической смелости, которая была проявлена японским премьером. Думаю, он предвидел такие результаты и тем не менее пошел на политический риск, понимая, что это не даст ему очков внутри страны. Это говорит о некой стратегической линии, видении долгосрочных перспектив наших отношений", — заявил Кортунов.
"Потому что очень часто, к сожалению, бывает так, что после визита, особенно такого, центр внимания бюрократических структур перемещается куда-то еще, и многие возможности, которые заложены такого рода визитом, остаются не полностью реализованы. Очень хотелось бы, чтобы в этом случае такого не произошло", — заключил эксперт.
В ходе визита российского президента были подписаны около 80 документов, в том числе по экономическому сотрудничеству двух стран, облегчению визового режима, рассмотрения возможности совместной экономической деятельности на четырех островах южных Курил.