ТОКИО, 18 дек — РИА Новости, Ксения Нака. Впервые за 70 лет Японии и России удалось наметить конкретные цели развития отношений, не начиная диалога с вопроса суверенитета четырех островов южных Курильских островов; сам факт, что на встрече в Японии российский президент Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ смогли отказаться от прежнего подхода, заслуживает высокой оценки, такое мнение в беседе с РИА Новости высказал Кадзухико Того — в прошлом высокопоставленный дипломат, добившийся значительного прогресса в отношениях двух стран на посту главы департамента Европы и Азии японского МИД, одна из ключевых фигур при подготовке встречи лидеров двух стран в 2001 году.
"Я считаю, что это была очень хорошая встреча и для России, и для Японии. Лидеры договорились в следующем году продолжать процесс, начатый в мае и затем усиленный правительствами обеих стран по налаживанию японо-российских отношений. Это и есть самый главный критерий того, удачной или нет была встреча. Если бы на этой встрече они поняли, что дальнейшее продвижение невозможно, то это был бы провал", — считает эксперт.
По его мнению, об успехе встречи говорит и то, что лидеры намерены встречаться в наступающем году и готовы обсуждать все проблемы двусторонних отношений. Намечено развитие трех областей двусторонних отношений – это экономика в широком смысле, возобновление формата 2 плюс 2 (министры иностранных дел и министры обороны двух стран – ред.), то есть построение стратегических отношений с учетом гарантий безопасности, и заключение мирного договора.
Того считает, что все три направления должны развиваться одновременно. Исключение любой из этих трех составляющих будет означать провал переговоров в целом. Сейчас договоренность достигнута о продвижении всех трех направлений.
"Ни разу за 70 лет страны не обсуждали вопроса территорий, не поднимая проблемы суверенитета над ними. Это очевидный шаг в сторону заключения мирного договора", — добавил эксперт.
Новый подход
"Обе стороны продемонстрировали новый подход. До сих пор речь о территориальном вопросе начиналась с проблемы суверенитета и на этом и заканчивалась. Сейчас о суверенитете не сказано. Речь идет о людях: о свободном посещении островов бывшими жителями и о совместной экономической деятельности. Изменили подход: поставили в центр не суверенитет, а людей", — анализирует эксперт достигнутые договоренности.
Кадзухико Того убежден в том, что "особая юридическая система", на основе которой будет проходить совместная экономическая деятельность на островах, заключается в том, "чтобы до решения вопроса о суверенитете русским и японцам вместе создавать острова".
"Это и есть новый подход. Разумеется, в конце концов, необходимо будет прийти и к юридическому вопросу, но если с него начинать, то все застопорится. Поэтому юридическую сторону отложили на потом и стали думать, исходя из того, что в центре проблемы должен быть человек. Это прекрасно! Думая об интересах и японцев, которые имеют отношение к этим островам, и русских, которые там живут сейчас. До сих пор ни разу Япония и Россия никогда к подобному соглашению не приходили", — сказал политолог.
По мнению опытного дипломата, ошибочно и вредно подходить к оценке саммита "с меркой "кто выиграл и кто проиграл". Он считает, что "сами по себе нынешние переговоры и стали проявлением идеи "хикивакэ".
"И для России, и для Японии хорошо, что развитие отношений пойдет по трем направлениям", — отмечает эксперт, уточняя, что если со следующего года продвижения по одной из этих трех составляющих не будет, то остановится весь процесс, по всем направлениям.
Уступка или поражение Японии — ничего подобного!
"Сейчас СМИ обеих стран передергивают – и российские, и японские. В российских новостях говорят о том, что это большая уступка с японской стороны. Ничего подобного! Японские СМИ говорят о том, что это поражение. Ничего подобного! Ни те, ни другие не понимают сути того, что произошло. Но то пока не страшно. Потому что на самом деле все будет зависеть от того, как все сложится в следующем году", — считает Кадзухико Того. Эксперт уверен, что оценка переговоров и визита в Японию российского лидера с таких позиций неверна и выдает непонимание происходящего.
Никаких американских баз!
"Если острова будут переданы Японии, сам вопрос о возможности размещения там американских баз – за гранью здравого смысла. Разве сейчас базы по всей территории Японии? Разве они есть у императорского дворца? И это Япония решает, где можно, а где нельзя создавать американские базы. Япония не даст устраивать американские базы на островах, если они к ней вернутся", — сказал Того.
В то же время, он подтвердил, что если когда-нибудь острова вернуться под суверенитет Японии, они будут подпадать под действие японо-американского договора о безопасности.
"Но это не значит, что там будут американские базы! Это значит, что если, например, в их сторону будут пущены ракеты КНДР, то США сможет защитить эти острова. Как можно создать базы на островах, которые тебе только что вернули!? Это противоречит здравому смыслу", — отметил эксперт.
Кадзухико Того убежден, что сейчас поднимать этот вопрос означает сознательно вызывать недоверие у российской стороны, в то же время он считает, что Япония сможет и должна дать гарантии России на этот счет.
"Я считаю, что Япония сможет дать гарантии России, что на этих островах никогда не будет военных баз. Причем, это касается не только американских баз. Это касается и баз сил самообороны Японии. Речь о том, как сделать эти острова демилитаризованной зоной", — сказал политолог.
"Я считаю, что Япония сможет дать гарантии России, что на этих островах никогда не будет военных баз. Причем, это касается не только американских баз. Это касается и баз сил самообороны Японии. Речь о том, как сделать эти острова демилитаризованной зоной", — сказал политолог.
Встреча на высшем уровне президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Синдзо Абэ состоялась в Японии 15-16 декабря. В ходе визита российского президента были подписаны около 80 документов, в том числе по экономическому сотрудничеству двух стран, облегчению визового режима, рассмотрения возможности совместной экономической деятельности на четырех островах южных Курил.