Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Фактический военно-политический союз России и Китая существует уже давно и ни для кого не является секретом. Неоднократно возникали слухи о его возможной формализации. Но на только что завершившемся саммите G20 лидер КНР впервые заявил о необходимости "оформить отношения" настолько открыто, насколько это вообще позволяет китайская политическая и дипломатическая традиция.
Почему Обама стал президентом для битья
На аналогичном саммите в австралийском Брисберне 15-16 ноября 2014 года США пытались организовать травлю российского президента Владимира Путина, чтобы "поставить Россию на место". А 4-5 сентября 2016 года, без малейшего участия России, в Ханчжоу весело, с улюлюканьем, травили Барака Обаму, лидера "единственной сверхдержавы", "разорвавшей в клочья" экономику "страны-бензоколонки". Уставший от "продвижения демократии" мир ставил на место США.
Причём эти изменения должны быть достаточно очевидными именно для государств Юго-Восточной Азии, которым нет дела до неудач Вашингтона в Сирии, пока в тихоокеанской акватории он может творить всё что хочет.
Китай хочет формализации отношений с Россией
Заявление о необходимости "усилить взаимную политическую поддержку, поддержку другой страны по защите суверенитета" было сделано Си Цзиньпином непосредственно в ходе саммита. То есть оно является следствием произошедших изменений. Более того, о российско-китайском противовесе НАТО говорят с 2014 года.
Россия и Китай не скрывают того, что координируют не только международную политику, но и действия в военной сфере. Ряд совместных учений, в том числе учения двух флотов в Тихом океане, не оставляют сомнений в том, что войска отрабатывают взаимодействие в противостоянии общему противнику, равно как и в том, что вероятным противником Пекин и Москва считают США.
То есть в Ханчжоу Китай заявил лишь о желании формализовать уже существующие отношения и юридически закрепить взаимные обязательства.
Однако, как уже было сказано, сам факт китайского пожелания формализовать отношения с Россией свидетельствовал о том, что ситуация изменилась уже, а не начала меняться после данного заявления. Более того, китайская военная и политическая доктрины предусматривают отказ от формализации военно-политических отношений с кем бы то ни было. Китай должен находиться вне блоков.
Демонстративное нарушение протокола в отношении Обамы можно объяснить текущими провалами американской внешней политики, а также раздражённой реакцией китайцев на попытки США ограничить военную активность Пекина в Южно-Китайском море.
Но внезапное публичное предложение России об углублении и фактической формализации военно-политических отношений настолько выходит за рамки традиционной политики, что не может быть объяснено в рамках американо-китайского противостояния в тихоокеанской акватории.
Россия и Япония заговорили о Курилах
Зато китайское предложение легко объясняется, если мы вспомним события, предшествовавшие мероприятиям в рамках "двадцатки". А именно: 2-3 сентября 2016 года во Владивостоке состоялся Восточный экономический форум. В его рамках Владимир Путин встретился с премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
О том, что итоги встречи встревожили главных мировых игроков, свидетельствует тот факт, что в интервью агентству Bloomberg, которое Владимир Путин дал как раз между саммитами во Владивостоке и в Ханчжоу, вопрос об островах прозвучал. Причём интервьюер недвусмысленно поинтересовался условиями возможной сделки.
На что Россия готова пойти в вопросе Курильских островов
Президент России отверг вариант обмена островов на инвестиции: "мы территориями не торгуем", но очень чётко очертил российское видение компромисса.
Во-первых, он может быть достигнут только в рамках договора 1956 года, то есть Япония может получить только остров Шикотан и гряду Хабомаи и только после подписания мирного договора.
В-третьих (и это новое требование, которое раньше никогда не звучало при обсуждении курильской проблемы из уст как российских, так и советских властей), "у нас с Японией должна установиться атмосфера доверия", только после этого могут быть начаты переговоры о компромиссном урегулировании.
Причём Владимир Путин также чётко указал и на то, какие именно отношения он будет считать "атмосферой доверия", приведя в пример российско-китайские отношения, которые стали основой для урегулирования территориальных споров Москвы и Пекина.
Союзники или соперники
Не секрет, что российско-китайское сближение произошло на основе чувства общей угрозы, исходящей от США, и вылилось в тот самый неформальный военно-политический союз, который Пекин вдруг предложил формализовать в Ханчжоу.
То есть Японии предложили заменить японо-американский союз японо-российским (возможно, неформальным). Судя по реакции наших партнёров как на Западе, так и на Востоке, японское правительство не ответило "нет", проявив понимание ситуации и готовность к конструктивному сотрудничеству.
В случае если этот процесс не удастся остановить, он выльется в вытеснение США из Японии уже в среднесрочной перспективе. Причём реально потерять контроль над Японией США могут даже раньше, чем базы в этой стране. Напомню, что российские базы в Грузии оставались до ноября 2007 года, то есть ещё относительно долго после того, как страна попала под власть абсолютной американской марионетки Саакашвили.
Российско-японское сближение является проблемой не только для США, но и для Китая. Пекин и Токио — традиционные конкуренты в борьбе за ведущую роль в Юго-Восточной Азии.
Поэтому-то Пекин и пожелал внезапно заменить неформальный военно-политический союз двух стран, направленный на защиту от американского гегемонизма, на формализированные обязательства, гарантирующие взаимопомощь не только против США, но и против их союзников.
А в Тихом океане это в первую очередь Япония.
Договор будет подписан
Именно поэтому я полагаю, что процесс формализации отношений будет сложным, но в конце концов договор будет подписан. Причины следующие:
Во-первых, заявив о желании укрепить и формализовать партнёрство, Пекин не может просто так об этом забыть без потери лица. То есть какой-то договор ему теперь подписать надо.
Во-вторых, для России работа над военно-политическим соглашением с Китаем выгодна (даже как процесс), поскольку будет стимулировать Японию к большей конструктивности в отношениях с Москвой.
Так что работа обеим сторонам предстоит долгая, сложная, но интересная.