МОСКВА, 20 мая — РИА Новости. Совет Федерации одобрил на заседании в среду закон, уточняющий понятие "политическая деятельность" в законе об НКО и выводящий благотворительные организации из-под этого определения.
При этом закон устанавливает, что политическая деятельность может осуществляться только путем участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений.
Согласно закону, к политической деятельности относится участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий.
Также к такой деятельности относятся публичные обращения к госорганам, органам местного самоуправления, а также иные действия, влияющие на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике также относится к политической деятельности.
Кроме того, к политической деятельности НКО относится формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность и финансирование такой деятельности.
Все такие организации выводятся из-под понятия "политическая деятельность".
В 2012 году закон обязал финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации регистрироваться в качестве "иностранных агентов". В 2013 году Минюст получил право признавать НКО "иностранными агентами" по собственному усмотрению. Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его, в том числе в Европейский суд по правам человека.