МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Круглогодичная отгрузка ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал "Газпром нефти" началась в среду, старт первой отгрузке дал президент РФ Владимир Путин по видеосвязи.
Однако Новопортовское месторождение — не единственный арктический проект в РФ. Промышленная добыча нефти с конца 2013 года ведется на другом арктическом месторождении "Газпром нефти" — Приразломном в Печорском море, "Газпром" разрабатывает Бованенковское месторождение, строится и масштабный завод НОВАТЭКа, Total и китайских CNPC и Фонда Шелкового пути по производству сжиженного природного газа (СПГ) — "Ямал СПГ".
Работа есть, возможности ограничены
Основная часть разведанных запасов категории АВС1+С2 находится на суше, в пределах двух автономных округов: Ямало-Ненецкого — 4,938 миллиарда тонн (Западно-Сибирская НГП) и Ненецкого — 1,057 миллиарда тонн (Тимано-Печорская НГП). По данным Минприроды, геологоразведочные работы в российской Арктике сейчас ведутся на 75 лицензионных участках, а до 2020 года компании должны пробурить 36 поисковых и 15 разведочных скважин.
Однако после введения санкций ЕС и США, которые запретили поставки оборудования в РФ для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике, российским компаниям стало сложнее выполнять лицензионные обязательства по уже выданным лицензиям, в результате Минприроды пришлось удовлетворить более 35 заявок на перенос сроков начала работ на шельфе РФ, в том числе арктическом — выполнение объемов геологических работ было перенесено на 2-3 года.
Власти РФ неоднократно говорили, что такой перенос сроков возможен — "Газпром" и "Роснефть", которым предоставлено право работы на шельфе РФ, перевыполнили обязательства по проведению 2D и 3D сейсмики в два раза.
Тем не менее, "Роснефть" не стала проводить бурение в Арктике в 2015 году, а была намерена провести подготовительные работы к бурению в 2016 году, говорил директор департамента геологоразведочных работ на шельфе Тимофей Стрельцов. В то же время, "Газпром нефть" переносила бурение второй скважины на Долгинском месторождении на 2016 год.
Задержка в добыче — потеря рынка
Стоимость бурения — от 350 до 700 миллионов долларов на скважину, ограничения получения кредитов, отсутствие необходимого количества буровых установок для морского бурения, вспомогательного и ледокольного флота — все это обуславливает невыполнение сроков, предусмотренных лицензиями, следует из материалов Минприроды
В то же время, изменение сроков проведения ГРР не позволяет планировать развитие российской судостроительной промышленности, формировать рынок сервисных услуг в ГРР, отмечается в материалах. Также это усложняет получение достоверной информации о реальных запасах и ресурсах углеводородов на шельфе РФ, что необходимо, в том числе, для разграничения морских пространств между арктическими странами, говорится в материалах. В итоге задержка ввода в эксплуатацию российских месторождений на шельфе может привести к уменьшению доли на рынке энергоресурсов (например, в поставках СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион).
Но отказываться от освоение арктической зоны РФ никто не собирается. "Откладывать освоение потенциала Арктики до лучших времен? Ни в коем случае", — говорил журналистам министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. "Безусловно, низкие цены на нефть довольно негативно влияют на привлечение инвестиций в арктические проекты, в арктический шельф, тем не менее наши компании продолжают работать на шельфе", — пояснял министр энергетики РФ Александр Новак.
По прогнозам Минэнерго, планируется, что к 2035 году добыча нефти РФ на шельфе Арктики вырастет до 31-35 миллионов тонн. Пока на арктическом шельфе добыча ведется только на Приразломном месторождении "Газпром нефти" (годовая добыча — 869,7 тысячи тонн). Всего в арктической зоне РФ в 2015 году было добыто 82,5 миллиона тонн нефти — 15,5% от общей добычи.