19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода (ВАЗ) сошла первая модель ВАЗ-2101, прозванная в народе "копейкой".
Уже в первый год работы завод выпускал до 1,5 тысячи машин в день. "Копейка" стала одним из самых массовых и самым популярным советским автомобилем.
Автомобиль ВАЗ-2101 был создан на основе итальянского Fiat-124, который был представлен публике в 1966 году. Машина не покоряла изысканным дизайном и выдающимися ходовыми качествами, но была компактной, практичной и не слишком дорогой в производстве.
Выпуск именно таких машин стал в 1960-1970-х годах главной тенденцией европейского легкового автомобилестроения. В 1967 году Fiat-124 был присвоен титул "Автомобиль года".
В создании вазовского первенца использовались такие материалы, которые в те времена не производились в нашей стране. Для доработки "копейки" помимо итальянских инженеров работали около 60 научно-исследовательских институтов и 190 предприятий Советского Союза.
В целом конструкция Fiat-124 претерпела более 800 доработок, которые по своей сути служили приспособлению ВАЗ-2101 к советским дорогам. ВАЗ-2101 отличался увеличенным дорожным просветом, усиленными кузовом и подвеской, отверстием для рукоятки завода двигателя, а также барабанными тормозами, обеспечивающими их более долгосрочную работу. Задняя подвеска стала новой — пятиштанговой. Была усовершенствована конструкция синхронизаторов в коробке передач, больший наружный диаметр получили накладки сцепления. Был увеличен клиренс (на 11 миллиметров), полностью модернизирован ведущий мост. Конструкция двигателя Fiat-124 также была изменена. Двигатель ВАЗ-2101 отличался перенесенным распредвалом (он стал верхним), увеличенным расстоянием между цилиндрами (благодаря этому изменению впоследствии увеличивался объем двигателя), а также измененным увеличенным диаметром цилиндра, что сделало двигатель короткоходным.
Также была произведена некоторая модернизация дизайна автомобиля: добавлено снаружи зеркало заднего вида, установлены буксирные проушины, "клыки" на бамперах, широкие двери и большой багажник. В салоне для дверных ручек были сделаны специальные выемки.
Кроме того, передние сиденья теперь раскладывались.
Первая партия из шести автомобилей ВАЗ была собрана 19 апреля 1970 года, а уже к августу автостроители собирали на главном конвейере в Тольятти по 70 автомобилей ВАЗ-2101 в смену.
7 сентября 1970 года "детищу" Волжского автомобильного завода ВАЗ-2101 было официально присвоено название "Жигули".
В конце августа 1970 года Волжский автозавод начал реализацию первых товарных автомобилей ВАЗ-2101 через свою торговую сеть в пределах Куйбышевской области. 9 октября 1970 года первая партия товарных "Жигулей" прибыла в Москву. Как известно, право стать счастливым покупателем новенькой малолитражки из Тольятти доставалось в то время не каждому, у кого были "на сберкнижке" необходимые для покупки 4-5 тысяч рублей, а только "лучшим из лучших". Очередь на покупку машины растягивалась на долгие годы.
На базе ВАЗ-2101 были созданы несколько модификаций. В 1974 году модель 21011 получила модифицированные кузов, более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления. В дополнение к этому машина получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 литра. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора. На задних стойках кузова появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками, стоп-сигналы и поворотники дооснастили отражателями. Появился сигнал заднего хода.
В 1977 году была представлена версия ВАЗ-21013 с кузовом 21011 и 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101. "Милицейскую" модификацию ВАЗ-21016 оснащали мощным 71-сильным (77 лошадиных сил по старому ГОСТу) двигателем ВАЗ-2103.
Производство модели ВАЗ-21011 было прекращено в 1981 году, а ВАЗ-2101 — в 1982-м. В дальнейшем производили только модификацию "Копейки" ВАЗ-21013, выпуск которой был прекращен в конце 1980-х годов.
Всего с 1970 года АвтоВАЗ выпустил более 4,8 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций, из них 2 миллиона 702 тысячи 657 автомобилей ВАЗ-2101.
В 2000 году по результатам референдума, проведенного журналом "За рулем" ВАЗ-2101 был признан лучшим российским автомобилем уходящего столетия.
В июне 2004 года в Москве был открыт первый Памятник "Копейке". На церемонии открытия полтора квадратных метра площадки были усыпаны однокопеечными монетам
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников