МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. Заключение договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией не повлияет на сложившийся региональный расклад сил — документ юридически закрепляет статус-кво, при этом республика сохраняет независимость и получает гарантии собственной безопасности, считает эксперт по СНГ Александр Караваев.
Проект договора должен пройти официальное согласование в органах исполнительной власти обеих стран и будет представлен на подписание главам государств.
Караваев отмечает, с момента событий 2008 года (вторжение грузинских войск в Южную Осетию) и особенно в свете последних событий на Украине "потенциальная опасность дестабилизации остается", поэтому "учитывая вообще риски, которые связаны с этим регионом для России" действительно важно закрепить там в юридическом плане свое присутствие".
"Но речь идет именно о юридическом закреплении, потому что понятно, что по факту, с точки зрения российского присутствия для того, чтобы дефицит безопасности на этом участке компенсировать, там уже все сделано", — отмечает эксперт.
По его словам "важным моментом" с точки зрения подготовки документа являлся пункт об интеграции вооруженных сил и силовых подразделений. И здесь Москва пошла на ряд уступок южноосетинской стороне.
"Эта версия договора, которую сейчас обсуждают, является третьей по счету. В первоначальной версии предполагалось, что структуры безопасности (МВД и армии) Южной Осетии войдут в российские целиком. Это вызвало определенные споры в Южной Осетии, в том числе с точки зрения, не лишается ли Цхинвал возможности индивидуального применения своих вооруженных сил. Поэтому и было принято решение, что только часть вооруженных сил войдет в состав российских, другая часть остается под полным контролем местного командования. По МВД и в целом по вопросам внутренней безопасности они приняли компромиссный вариант, схожий с тем, что был подписан ранее с Абхазией. Это можно назвать компромиссом в пользу Цхинвала со стороны Москвы", — сказал Караваев.
При этом он подчеркнул, что в нынешних условиях проект договора может стать предметом для множественных спекуляций, в том числе со стороны Тбилиси, однако "для специалистов не возникает каких-то иллюзий относительно сущности этого соглашения".
Это по большому счету межведомственное соглашение, то есть фактически Южная Осетия заняла достаточно близкую позицию в отношениях с Россией, которую можно назвать фактической интеграцией, отметил эксперт.
"Это (соглашение) никоим образом не меняет сложившийся расклад, то есть Россия не наращивает или, скажем, излишне наращивает свое присутствие. А уж что касается той или иной реакции Тбилиси, то никаких действий не будет предпринято, кроме, может быть, короткоствольной риторической волны. На фоне кризиса с Украиной можно ожидать, что эта тема с югоосетинским соглашением может подлить немного топлива в огонь критики в адрес России, но на фактический расклад сил в регионе не повлияет", — резюмировал Караваев.