Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Научные исследования Плащаницы - не кощунство - священник РПЦ

© РИА Новости / Милена ФаустоваМонсеньор Джузеппе Гиберти у фото-копии Туринской плащаницы
Монсеньор Джузеппе Гиберти у фото-копии Туринской плащаницы
Прибытие в Россию в четверг копий одной из величайших реликвий христианского мира - Туринской плащаницы - дало повод специалистам вновь поднять вопрос о пользе и допустимости ее научного изучения и провести в Москве научную конференцию с участием итальянских и российских ученых и представителей католического и православного духовенства.

МОСКВА, 5 сен – РИА Новости, Милена Фаустова. Научные исследования подлинности великой христианской святыни — Туринской плащаницы, в которую по преданию было обернуто тело Иисуса Христа перед погребением, должны быть продолжены, заявил РИА Новости профессор кафедры истории Русской православной церкви Свято-Тихоновского православного университета протоиерей Георгий Ореханов.

О том, что анализ артефакта может быть возобновлен через 26 лет с момента его последней экспертизы, рассказали участники научной конференции, которая прошла в Москве и была посвящена последним результатам исследования реликвии, а также ее духовному значению для верующих всех христианских конфессий.

"Я считаю, что, конечно, не любую святыню необходимо научно исследовать для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ее подлинность. В некоторых случаях такое исследование может быть даже кощунством. Однако научный анализ именно Туринской плащаницы продолжить необходимо. Ведь известно, что ученые ее уже пытались изучить, а результаты, полученные в трех разных лабораториях, противоречили друг другу", — сказал Георгий Ореханов.

Львов накануне Пасхи
Копии Туринской плащаницы будут переданы католикам РоссииКопии одной из величайших святынь христианского мира прибывают сегодня из Турина в Санкт-Петербург и после одиннадцатидневного турне по российским городам будут переданы в дар московским и петербургским католикам.
Собеседник агентства с сожалением отметил тот факт, что Ватикан сегодня отказывается передавать святыню для дальнейших изучений, и напомнил, что это не первый случай, когда Католическая церковь отказывается выяснять степень подлинности того или иного артефакта.

"Мне известно, например, что когда несколько лет назад была обнаружена гробница, которая гипотетически могла бы принадлежать святому апостолу Павлу, то дальнейшее исследование этого вопроса стало невозможным из-за позиции церковной власти", — добавил он.

Православный священник выразил уверенность, что сегодня не стоит опасаться полностью опровергающих подлинность Туринской плащаницы результатов.

"Несмотря на некоторые выводы, которые существуют сегодня и которые, возможно, не соотносятся с официальным церковным взглядом на последние часы жизни и смерть Христа, мы все-таки убедились в том, что на 90 процентов полученные результаты подтверждают Евангельское повествование", — подчеркнул Ореханов.

Туринская плащаница

Великая христианская святыня представляет собой кусок льняной ткани, сотканной "в елочку", длиной 4,42 и шириной 1,13 метра, на которой в двух проекциях изображено человеческое тело — анфас и со спины.

Туринская плащаница
Туринская плащаница. СправкаТуринская плащаница – хранящийся в церкви св. Иоанна в Турине (Италия) 4 метровый кусок полотна, в который, по преданию, был завернут Иисус после снятия с креста. С 10 апреля по 23 мая 2010 г. в соборе Турина (Италия) впервые после 10-летнего перерыва знаменитая Туринская плащаница будет выставлена для всеобщего обозрения.
Впервые реликвия упоминается в 1353 году, когда француз Жоффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Век спустя Людовик I Савойский выкупил ее и отдал на хранение в город Шамбери, где в 1532 году полотно пострадало от пожара. С 1578 года плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

В 1898 году, когда святыня выставлялась на всеобщее обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, на негативах которых и был обнаружен человеческий лик. Это открытие поставило множество вопросов перед учеными и богословами, главным из которых стал вопрос ее подлинности. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

"Речь о подделке не идет"

Инициаторами проведения нынешней научной конференции в Москве, посвященной Туринской Плащанице выступили итальянский Институт Культуры в Москве, а также и ассоциация "Друзья Восточных Церквей". Более 30 итальянских паломников из этой организации с 28 августа по 7 сентября находятся в России с несколькими копиями оригинала погребального плата Иисуса Христа. Среди прибывших – известные ученые и богословы, которые рассказали о результатах исследований святыне и их соответствию текстам Священного Писания.

В частности, профессор судебной медицины медицинского факультета Туринского университета, президент на покое Международного центра синдонологии (исследования Плащаницы) Пьер Луиджи Байма Болоне отметил, что последняя научная экспертиза артефакта проводилась в 1988 году. Ученые точно определили, что отпечаток на плате принадлежит высокому мужчине семитской внешности, который незадолго до смерти был сильно избит, а на его голову водружено "что-то наподобие шлема с острыми шипами". Однако, подчеркнул итальянец, речь не идет о картине или каком-то поддельном изображении.

"Никаких красителей и других химикатов обнаружено не было. Оттиск человеческой фигуры ведет себя как негативное изображение, а пятна крови воспроизведены так, как видятся в реальности, то есть в позитиве. Поскольку сама ткань принадлежит эпохе, когда различия между позитивом и негативом не были выявлены, то говорить о подделке изображения нельзя", — заверил итальянский профессор.

"Качество льна и направление нитей соответствует гипотезе о том, что ткань была соткана в Иудее примерно во времена Христа и имеет вид погребального савана. А совокупность имеющихся у ученых фактов позволяет вделать вывод, что смерть наступила от удушья и сильной сердечной ишемии" — продолжает он.

По мнению, итальянского специалиста, след на ткани был оставлен уже мертвым человеком, тело которого, однако, не было подвержено разложению. В пользу реальности реликвии говорит и то, что увечья на руках "от острых предметов, предположительно гвоздей", расположены не на ладонях, как традиционно это изображают в иконописной традиции, а вблизи запястья — единственно подходящего места, способного выдержать вес тела. Более того, гематологические исследования крови подтвердили, что рана в области грудной была сделана уже после смерти человека, а не при его жизни. Это же, кстати, утверждал и евангелист Иоанн. Сделанный же анализ видов пыльцы, осевших на реликвии позволил ученым придти к выводу, что "исследуемое полотно проходило как через палестинские, так и через средневосточные зоны".

Несмотря на то, что радиоуглеродный анализ в 1988 году, который проводился одновременно в трех независимых лабораториях, датировал ткань чуть ли не XII веком, профессор судебной медицины уверен, что "это не полный, не окончательный и не достоверный результат". "Он проводился на неофициальных образцах, и при обследовании и анализе одной и той же нити ученые получили три разных вывода", — заключил судмедэксперт.

"Ожившее Евангелие"

В свою очередь, профессор филологии и новозаветной экзегетики Миланского католического университета монсеньор Джузеппе Гиберти обратил внимание на то что "заключения ученых в большей степени сопоставимы с евангельскими рассказами, повествующими от последних минутах жизни и смерти Спасителя". "Есть две особенности, которых никогда не применяли при казни на кресте в то время, но о которых упоминается в священных текстах. Это наличие тернового венца на голове и раны в области груди. Таким образом, научное изучение плащаницы подтверждает слова Евангелия, и оно как бы оживает в этой ткани", — заметил он.

К общему сожалению присутствующих, Святой престол после "неудачного радиоуглеродного анализа" прекратил любые исследования святыни и до сих пор не дает на них разрешение. Однако, заверили итальянцы, в Оксфордском университете сейчас вновь заговорили о том, чтобы продолжить научный анализ реликвии и, возможно, в ближайшие годы ученые смогут продолжить свои исследования на новейших аппаратах.

Сегодня в мире существует несколько точных копий Туринской плащаницы. Одна из них с 1997 года хранится в Сретенском монастыре Москвы. Там же, кстати, расположен и Российский центр по изучению реликвии. В этот раз итальянские паломники привезли в Россию еще четыре копии. Одна — подарена католикам Санкт-Петербурга. Вторая — православным Владимира. Еще две останутся в Москве — в католическом соборе Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии и православном храме священномученика Климента папы Римского.

Настоятель католического прихода во Владимире священник Сергий Зуев заверил РИА новости, что "нет ничего страшного, что у великой христианской реликвии есть копии, это никак ее не обесценивает".

"Копии Плащаницы приравниваются к иконам. А икон не может быть много. Сколько есть копий икон Владимирской Божьей Матери? Или Казанской? И никого это не смущает. Плащаница и ее копии такое же святое изображение, которому верующие поклоняются. Наоборот хорошо, что и в православных, и в католических храмах России теперь есть эта святая реликвия", — заключил католический священнослужитель.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала