ДОНЕЦК, 31 июл — РИА Новости. Среди пассажиров разбившегося на востоке Украины малайзийского Boeing 777 была 25-летняя Фатима Дужински — будущий астронавт и аэроинженер, начинающий бизнесмен в сфере космоса и просто красавица. А еще она была единственной дочерью своих родителей, которые теперь отказываются поверить в ее гибель и продолжают поиски Фатимы в слабой надежде, что она каким-то образом спаслась.
Вера в чудо, неверие в смерть
Убитая горем пара средних лет бродит по полю около деревни Грабово, где лежит большая часть самолета. Они заглядывают под куски обшивки, даже поднимают их, не опасаясь вызвать критику в помехе расследования причин гибели лайнера. Они хотят увидеть свою дочь или хотя бы ее вещи. Но если говорить честно, то они сами толком не знают, что ищут.
Мужчина, Ежи Дужински, вообще не может говорить. Когда к ним подходят журналисты или спасатели, Ежи попросту закрывает глаза. Впрочем, портрет его дочери на майке и подпись: "Фатима! Мы любим тебя!" красноречивей всяких слов.
Вместо него с людьми говорит женщина, Анжела Рутхарт-Дужински.
"Конечно, я долго плакала, но я до сих пор в это не верю. Она не могла умереть", — объясняет Анжела, мать Фатимы, летевшей на том рейсе в кресле 20D. "Я сказала всем своим друзьям: никаких соболезнований. Мне нужна помощь, а не сочувствие", — добавляет она.
Ее подруга Кез Дела Круз, встретившая в Амстердаме пару Дужински, срочно прилетевшую из Австралии, написала на своей странице в Facebook: "Мама Фатимы сказала мне: не плачь. Давай верить. Фатима не хочет видеть тебя плачущей". На фотографии с той встречи Кез и Анжела смеются, как старые друзья, которые давно не виделись и вот, наконец, встретились. Трагический повод для их встречи остался где-то за кадром.
Однако в Амстердаме Дужински шокировали всех — и друзей, и чиновников, и полицейских — своей решимостью отправиться на восток Украины, охваченный гражданской войной. Их отговаривали, пугали перспективой похищения, но семья была непреклонна. Доктор Ежи, сам кардиолог по профессии, верит, что его дочь могла каким-то образом катапультироваться прямо со своим креслом или выжить, если кресло спасло ее перед ударом. Он рассказывает журналистам странную теорию, что холод 10-километровой высоты резко заморозил мозг Фатимы, благодаря чему она выжила при взрыве, уничтожившем самолет. "Сегодня мы полетим в Донецк и найдем ее", — объявляет он.
В Голландии родители Фатимы задержались всего на несколько часов — отдать властям образец своего ДНК для опознания. Ее тело еще не найдено, как, впрочем, еще не опознано большинство остальных пассажиров. Но если остальные терпеливо ждут страшного известие, то для Ежи и Анжелы это стало поводом верить в чудо — что их дочь жива.
Но на поле у деревни Грабово Ежи и Анжела все-таки не сумели противиться своим настоящим чувствам. Они садятся на крыло самолета и долго молчат.
Прерванный полет
Конечно, такого не должно быть: пара из Австралии потеряла единственную дочь, молодую, яркую, талантливую и перспективную. 25-летняя Фатима только-только закончила четырехлетний курс по аэрокосмическому инжинирингу и самолетостроению в Дельфтском университете технологий (Голландия). Она получила диплом бакалавра и отправилась домой, к родителям, в Австралию.
Впереди у Фатимы должны были быть годы успешной карьеры и семейного счастья, яркая жизнь на радость ее родителям.
Там, в столице штата Западная Австралия, городе Перт, у любящих родителей для нее тоже были хорошие новости: они только получили вид на жительство в Австралии, который ждали несколько лет (по происхождению семья из Германии).
Был готов и шикарный подарок — автомобиль BMW. В ближайших планах Фатимы — пройти практику в компании IBM и вернуться на учебу в Делфте. В мечтах — полететь в космос или даже на Марс. А главное — заниматься собственной фирмой Xoterra Space.
На YouTube без труда можно найти презентацию: высокая эффектная блондинка в деловом костюме, Фатима, увлеченно и со знанием дела рассказывает о ближайшем будущем, когда у каждого будет свой персональный мини-спутник, который можно будет настраивать для своих нужд: фермерам спутник будет докладывать о погоде и видах на урожай, родителям — о местонахождении и занятиях непослушного ребенка.
Вместо этого посетителей сайта Xoterra Space теперь встречает портрет Фатимы и некролог. "Она была яркой и открытой, амбициозной и невероятно мотивированной. Множество людей были вдохновлены ее мечтами сделать космос личным, ее страстью к инновациям и бизнесу", — говорится под ним. Еще ниже — длинная череда соболезнований.
"Она была удивительной девочкой. Блестящей и очень красивой", — свидетельствует Алиса Нагротская, подруга ее матери Анжелы.
Ее близкий друг, Нир Калуш рассказал РИА Новости о погибшей, и рассказ был наполнен прилагательными в превосходной степени. Фатима не зря увлекалась аэрокосмонавтикой — она и сама, говорит Нир, "была как будто с другой планеты, а возможно, наоборот, таким человеком, который и должен представлять землян при знакомстве с другими мирами".
"Это была яркая звезда, которая теперь смотрит на нас сверху и, возможно, исследует галактики и далекие уголки Вселенной. Она заражала всех своей энергией. Обняв ее, можно было самый ужасный день превратить в самый прекрасный", — рассказывает убитый горем молодой человек.
Нир пересылает мне ссылку на ее странице в Facebook, девиз которой гласит: "Я хочу быть интернационально успешной".
6 июля она написала: "Все дело не в том, верят или не верят в вас другие. Дело в том, насколько верите Вы сами. Не слушайте голосующих против. Продолжайте двигаться. Продолжайте продвигаться. Продолжайте мечтать. Продолжайте достигать, и вы достигнете".
8 июля: "Я люблю свою жизнь. Божественный потенциал. Многомерный. Межгалактический. Общий… Всегда помните: не позволяйте силе тяжести сдерживать нас".
И последний пост, 13 июля: "Одна очень хорошая вещь лучше, чем тысяча посредственных вещей".
Через четыре дня сила тяжести перестала удерживать ее.
Слабые надежды
Почему родители Фатимы до сих пор отрицают очевидное? В авиакатастрофе не выжил никто, а если кто-то и по счастливой случайности опоздал на самолет, за две недели обязательно бы объявился.
Аргументы родителей слабые. Когда пришло страшное известие, родители Фатимы стали звонить на ее мобильник — и сигнал проходил. Возможно, телефон к тому времени уже лежал на поле около Грабово — но родители верят, что девушка спаслась, и телефон был с ней.
Родители верят, что девушка, занимавшаяся в программе астронавтов, мечтавшая полететь на Марс, обладала какими-то особыми навыками, спасшими ее. "Анжела считает, что она могла спастись. Она просто не в состоянии принять правду", — говорит ее подруга Алиса Нагротская. Во имя этой веры в чудо родители Фатимы прилетели из далекой Австралии сюда, на поле около Тореза — на поле боя между ополчением и Нацгвардией Украины.
"Они хоть чем-то заняты. Им это поможет занять себя, отвлечет хоть на какое-то время", — говорит Алиса.
Когда корреспондент РИА Новости был на месте спустя всего пару-тройку часов после падения самолета, мы тоже слышали чей-то длинный звонок. Кто-то из родственников погибших, видимо, кинулся звонить родному человеку, в надежде, что тот опоздал на самолет или выжил в страшной авиакатастрофе. Звонок был очень-очень долгим, он тревожно разносился над полем, над которым уже опускались сумерки.
Главное же, что тело девушки до сих пор не было найдено. Найдено 282 тела из 298 человек, которые должны были находиться на борту. Впрочем, опознаны всего несколько десятков — сложная процедура опознания тел, которые неделю не могли доехать до морга, только началась.
В результате не только Донецк оказался отрезанным от Луганска и России, но и эксперты с ОБСЕ — от места крушения Boeing. Несколько дней подряд они каждое утро выезжают из своей гостиницы в центре Донецка, доезжают до города Шахтерск, полтора часа слушают звуки боя. А потом возвращаются, чтобы вечером дать очередную гневную пресс-конференцию.
Осколки разметало по огромной площади в 50 квадратных километров — кабина лежит у деревни Рассыпное, хвост — у Грабово, часть фюзеляжа — у Петропавловки. Здесь есть и лес, и речушки — поиски тел и кусков самолета должны вестись профессионально, с привлечением больших сил. Сейчас же поиски приостановлены, место крушения никак не охраняется. А прибывшие в Донецк для этих целей голландские полицейские коротают время в гостинице, вздрагивая от близких разрывов бомб.
Из-за активизации боевых действий, из-за начавшихся бомбежек самого Донецка голландцы посоветовали Ежи и Анжеле уехать из города. Сейчас они в Киеве — думают, что делать дальше, и обзванивают по скайпу всех, кто хоть как-то причастен к этому событию. Всех, кто хоть что-то может знать.
Когда статья уже была готова, корреспондент РИА Новости тоже получил по электронной почте послание от родителей Фатимы. "Спасибо Вам за готовность помочь. Если кто-то что-то видел, сообщите нам, пожалуйста", — было написано в письме. В письмо были вложены пара фотографий Фатимы — уверенная в себе, блестящая девушка, которая так хотела быть "интернационально успешной". Единственная дочь.
Ее раздавленные горем родители надеются, что девушка выжила, и кто-то видел ее.