"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель-электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800). Был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).
Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1,9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров, максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель-электроход имел класс Речного регистра: "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы.
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.
При постройке дизель-электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии — древнего государства на территории современного Татарстана.
До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем было передано в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС.
После окончания работ "Украину" ("Булгарию") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
Cудно эксплуатировалось различными турфирмами для организации речных круизов.
В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно ходило по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель-электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.
9 июля 2011 года дизель-электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.
10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром накренила теплоход "Булгария", возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и затонуло в считанные минуты в Куйбышевском водохранилище в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско-Устьинского района Татарстана на глубине около 20 метров.
Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.
Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79, 122 человека, в том числе 28 детей, погибли. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошли два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский-66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который взял на борт оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково-спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.
12 июля в России был объявлен днем национального траура по погибшим.
26 июля 2011 года теплоход "Булгария" был поднят со дна Куйбышевского водохранилища и отправлен в док ЗАО "Ремонтная база флота им. Куйбышева" Камско-Устьинского района Татарстана (поселок Куйбышевский Затон).
10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско-Устьинского района Татарстана был открыт мемориал в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.
По факту крушения теплохода "Булгария" было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта".
В августе 2011 года Ространснадзор назвал основными причинами катастрофы дизель-электрохода "Булгарии", в результате которой погибли люди, невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований безопасности, а также низкую квалификацию и недисциплинированность экипажа.
Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения "Булгарии" через открытые бортовые иллюминаторы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению его из-за дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу.
25 октября 2011 года теплоход "Булгария", как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении, был передан под охрану судовладельцу — "Камскому речному пароходству". Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.
За неоказание помощи терпящим бедствие были осуждены капитаны сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский-66" Александр Егоров, которые находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.
6 мая 2013 года началось слушание уголовного дела о крушении теплохода "Булгария" в Московском райсуде Казани.
Объем дела составил около 100 томов. По делу проходили более 200 потерпевших, были допрошены более тысячи свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, наиболее сложной из которых стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза, проводившаяся с августа 2011 года по март 2012 года. Именно она определила круг подозреваемых.
В качестве обвиняемых по делу проходили гендиректор ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор теплохода "Булгария") Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов, старший помощник капитана "Булгарии" Рамиль Хаметов.
В зависимости от роли каждого обвиняемым инкриминировались оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, нарушение правил охраны труда, неправомерная выдача документов, злоупотребление должностными полномочиями. Вину в инкриминируемом преступлении частично признал только Семенов.
7 июля 2014 года Казанский суд вынес приговор по делу о крушении теплохода "Булгария". Суд приговорил Инякину к 11 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, она также лишена права заниматься деятельностью в сфере туристических услуг сроком на три года. Хаметов приговорен к 6,5 годам заключения в колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением и эксплуатацией пассажирского и грузового водного транспорта на три года. Тимергазееву назначено наказание в виде шести лет лишения свободы, Семенову — пяти лет лишения свободы, оба — с лишением на три года права занимать должности в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта.
Ивашов приговорен к пяти годам лишения свободы, ему на три года запрещено занимать должности в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта. При этом 65-летний Ивашов был освобожден от назначенного наказания, поскольку попал под амнистию в связи с 20-летием принятия Конституции РФ. Он освобожден в зале суда.
Кроме того, суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования потерпевших о компенсации морального вреда и ущерба, но иски удовлетворены лишь частично — суммы выплат снижены. В общей сложности потерпевшие заявили иски о компенсации морального вреда на сумму около 202 миллионов рублей, о возмещении материального ущерба — более чем на 230 тысяч рублей. Суд удовлетворил иски потерпевших о компенсации морального вреда на общую сумму более 100 миллионов рублей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников