Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Питать иллюзии приятно, без них жизнь не такая интересная. Избавляться от иллюзий полезно, без них проще жить. Самое время подвести итоги и вспомнить о том, с какими иллюзиям мы расстались в уходящем 2013 году.
Некоторые граждане считают главным событием года помилование Михаила Ходорковского. Таких достаточно много, причем не только в России, но и в мире – может быть, за рубежом даже больше, чем у нас в стране.
Для многих либерально настроенных россиян и жителей Запада, которым последние 10 лет очень часто напоминали о Ходорковском, он был символом российской оппозиции, главной жертвой "режима" и главным кандидатом на роль вождя протестного движения после выхода на свободу.
Ходорковский свободен, и для многих возлагавших на него надежды это стало главной утраченной иллюзией года.
Сейчас можно с точностью почти до минуты сказать, сколько после его выхода из колонии прожила иллюзия увидеть Ходорковского в роли вождя оппозиции. Если, по словам Ходорковского, охрана окончательно рассталась с ним при его посадке в самолет из Петрозаводска в Петербург в полдень 20 декабря, то спустя всего 52 часа с минутами на пресс-конференции в музее Берлинской стены он сообщил, что впредь заниматься политикой не намерен, финансировать оппозицию у него нет возможности.
Иллюзия, создаваемая в течение 10 лет, рухнула. Ходорковский оказался не символом, а нормальным человеком, который после выхода на свободу не собирается связывать себя чьими-то ожиданиями.
Но далеко не всех россиян волновало политическое будущее экс-главы ЮКОСа. Пожалуй, большему числу граждан могло показаться знаковым крушение иллюзии о том, что альтернативных выборов у нас в стране нет и быть не может.
Выборы московского мэра осенью этого года оказались очень даже альтернативными, чуть было до второго тура дело не дошло. Да и муниципальные выборы по стране сломали иллюзию, что удел старых оппозиционных партий и новичков на выборах – вечно смотреть на власть со стороны. Многие из них неожиданно для себя сами стали властью на местах.
Иллюзия потерянного времени
Иллюзия, что стране вот-вот вернут зимнее время, была на протяжении 2013 года самой стойкой. Это тем более удивительно, что почти сразу после новогодних каникул расстаться в ней посоветовал сам основоположник вечного летнего времени в России Дмитрий Медведев.
Но иллюзия, что поспать лишний час с утра нам все-таки дадут, не хотела умирать. Депутаты от Общероссийского народного фронта собирались спросить главу правительства, когда это случится, во время его весеннего отчета в Госдуме. Но в последний момент их вопрос исчез из окончательного перечня вопросов премьеру, утвержденного "Единой Россией".
Точку поставил вице-премьер Дмитрий Козак, в сентябре пояснивший гражданам, что перевести стрелки на час назад можно было только до 1 февраля 2013 года, когда еще не были подписаны контракты на трансляцию Олимпийских игр.
Контракты были подписаны, "исходя из того времяисчисления, которое принято в России". "Изменение времени точно уже невозможно", – сообщил Дмитрий Козак. Ему поверили, потому что Олимпиада – это святое.
И родилась новая иллюзия: пусть не до Олимпиады, но уж до конца XXI столетия что-то может измениться.
Педагогическая иллюзия
Всероссийский скандал с ЕГЭ-2013 породил в народе иллюзию, что единому госэкзамену пришел конец. Она была сильной, но недолгой. Уже в августе Дмитрий Медведев со всей определенностью заявил, что "сама по себе система (ЕГЭ. – С.П.) работает и будет работать".
Ясность внес президент: "…Со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения".
В результате, сочинение школьники, их родители и учителя получили не вместо ЕГЭ, а вместе с ЕГЭ. Так исчезла последняя иллюзия насчет хотя бы частичной отмены ЕГЭ по одному предмету – русскому языку.
Финансово-банковская иллюзия
Иллюзия, что у нас есть другие банки, кроме Сбербанка, культивировалась в народе в течение всей новейшей истории нашей страны. Не убил ее даже кризис 1998 года, когда банки лопались, как мыльные пузыри, не говоря уже о кризисе 2008 года, когда банковская система получила беспрецедентную поддержку со стороны государства.
Когда отзываются лицензии у банков в кризис, это всем понятно – даже тем, кто, например, в 1998 году лишился всех своих кровных сбережений: не повезло, ведь кому-то должно было не повезти, раз кризис.
Совсем другое дело, когда такое невезение происходит не в дефолт и не в пик кризиса, а на фоне пусть непростой ситуации, но вроде бы контролируемой государством. Это непонятно и потому страшно.
Заверениям свыше, что все хорошо, наш народ традиционно никогда не верил, скорее, верил прямо противоположному. Раз успокаивают, значит, точно что-то произойдет. А тут еще успокоения какие-то странные.
Ну, и какие мысли посетят рядового вкладчика, если сам ЦБ не знает, какой банк он прихлопнет следующим? Наверное, мысль о том, что надо бы забрать свой депозит от греха подальше и отнести его в тот банк, который менее всего подвластен "тщательному анализу" ЦБ. Таких банков у нас в стране – на пальцах одной руки можно перечесть, а как называется самый главный из них, все знают.
Сетевые иллюзии
Иллюзия вседозволенности в интернете дала трещину и на протяжении года продолжала рассыпаться на глазах.
Кстати, громкие разоблачения Сноудена мало способствовали крушению этой иллюзии, если вообще на нее повлияли. Не сильно испугал рядового пользователя и целый букет отечественных законопроектов, регулирующих интернет – от досудебной блокировки экстремистских сайтов и ускоренной блокировки противоправных ресурсов до разрешения доступа спецслужбам к персональным данным.
Сокрушительный удар иллюзии, что в налаженном быту хомячьей норки ничего не изменится, нанесли первые блокировки сайтов, нарушающих антипиратский закон.
Рыть ходы в норке в обход закона пока еще удается. Но продвинутым интернет-пользователям уже ясно, что это временно, а остальные поймут это очень скоро. Слишком большие деньги стоят на кону. Рано или поздно за коммерческий интернет-контент придется платить.
Автопарковочная иллюзия
В истекающем году москвичи расстались с иллюзией, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Цена на парковки в пределах Бульварного и Садового колец – 80 и 60 рублей в час соответственно, убедительно свидетельствует об обратном.
Иллюзия, что бесплатная парковка вернется в результате московского референдума, эфемерна. Если такой референдум вообще состоится, большинство москвичей, ездящих на общественном транспорте, вероятнее всего, проголосует против отмены платы за парковку.
Подобные примеры в народе называют заразительными. Деньги, причем немалые, в данном случае просто лежат на городских улицах и площадях. Не надо рассчитывать на то, что у властей вашего родного города не возникнет соблазна поднять их с земли и положить в городской бюджет.
Список утраченных иллюзий можно продолжать до бесконечности. Питать иллюзии – свойство нашей психики. Сколько людей, столько иллюзий, у каждого свои. Расставаться с ними полезно, так проще жить. Но жить вообще без них скучно, поэтому на место утраченных всегда приходят новые.
С Новым вас годом, с новыми иллюзиями.
Какое событие уходящего года кажется вам самым значимым? Примите участие в опросе >>