Американский художник, график и скульптор, один их главных представителей поп-арта Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) родился в 27 октября 1923 года на Манхэттене (Нью-Йорк, США) в семье брокера.
В 1940 году окончил частную школу для мальчиков Franklin School for Boys. Посещал Парсонскую новую школу дизайна.
Обучался живописи сначала в Студенческой лиге искусств Нью-Йорка (Art Students League), затем — в Университете Огайо.
В 1943-1945 годах — во время Второй мировой войны — был вынужден прервать обучение, служил в армии, участвовал в военных операциях американских войск.
В 1946 году окончил факультет изобразительных искусств Университета Огайо и остался там преподавать рисунок и дизайн.
В 1948 году впервые выставил свои работы в галерее Ten-Thirty в Кливленде.
В 1951 году состоялась первая индивидуальная выставка художника в Carlebach Gallery на Манхэттене.
После закрытия выставки Лихтенштейн переехал в Кливленд, где прожил до 1957 года, часто меняя место жительства и работу. Он преподавал рисунок, занимался дизайном посуды, работал чертежником и оформителем витрин.
В 1950-х годах Лихтенштейн начал привносить в свои картины заголовки и рекламные тексты, фрагменты диалогов и т.п. В 1956 году он создал первую работу предвестницу стиля поп-арт — литографию "10 долларов" (Ten Dollar Bill).
В 1957 году Рой Лихтенштейн вновь переехал в Нью-Йорк и начал преподавательскую деятельность в Университете Нью-Йорка в Осуиго. В этот период художник начал активно работать в стиле абстрактного экспрессионизма.
С 1960 года преподавал дизайн и теорию искусства в Дуглас Колледж (Douglass College).
С 1961 года стиль работ Лихтенштейна начал меняться. Под влиянием работ своего коллеги Аллана Капроу, он обратился к использованию в картинах комиксов и известных персонажей мультфильмов, благодаря которым создал свой легко узнаваемый стиль и получил всемирную известность. Создавая коллажи и рисунки, мастер помещал хорошо известные всем визуальные клише в новый неожиданный контекст, зачастую добавляя им гротескные черты. К этому периоду относятся такие известные картины как "Стиральная машина", "Девушка с мячом", "Посмотри-ка, Мики!".
В работах первой половины 1960-х годов художник использовал крайне скудную палитру, чаще всего только черно-белый (или бело-голубой) тон, позволяющий идеально передать стилистику печатных репродукций.
В 1962 году Лихтенштейн начал серию полотен, основанных на сюжетах популярных комиксов All-American Men of War. Первый показ работ в новом стиле состоялся в Галерее Лео Кастелли. Все представленные на выставке картины были проданы.
В 1963 году художник начал серию картин, изображающих женщин из комиксов D.C. Comics' Girls' Romances и Secret Hearts.
Одной из самых знаменитых работ этого периода стала картина "В машине" (1963). На ней художник в точности воспроизвел фрагмент известного комикса, увеличив его до невероятных размеров, вместо оттенков цвета он использовал растровую точку (benday dots), классический метод, используемый при типографской печати.
В 1963 году состоялась первая выставка художника в Европе — в галерее Sonnabend (Париж).
С 1964 года диалоги начали постепенно исчезать с полотен художника, в живописи Лихтенштейна стали преобладать схематичные пейзажи и натюрморты.
В 1965 году городской музей Амстердама Stedelijk Museum впервые приобрел созданное по мотивам комиксов полотно художника As I Opened Fire для своей постоянной коллекции.
В 1966 году Лихтенштейн создал постеры для четвертого кинофестиваля в Нью-Йорке (New York Film Festival), участвовал в Венецианском бьеннале.
В феврале 1968 года в лондонской галерее The Tate Gallery состоялась большая ретроспективная выставка художника. В 1969 году ретроспектива работ Роя Лихтенштейна прошла в музее Гуггенхайма (Нью-Йорк).
В 1970 году картины Лихтенштейна демонстрировались в американском павильоне на выставке Expo'70 в Осаке (Япония).
В 1970-х годах художник обратился к графике (серии "Бык" (1973) и "Мастерская художника" (1974)), начал использовать декоративные мотивы искусства американских индейцев, создал пастиши известных классических картин ("Натюрморт с золотыми рыбками", 1972).
В 1977 году увлекся скульптурой, создавая расписные или декорированные патиной фигуры из бронзы.
В 1992 году вдохновленный творчеством Гауди Лихтенштейн создал Голову Барселоны (Barcelona Head) — 19-метровую керамическую скульптуру для летних Олимпийских игр в Барселоне (Испания).
В 1990-е годы Лихтенштейн написал серию жанровых картин Late Nudes. Рисуя обнаженное женское тело, он снова обратился к комиксам и своим ранним скетчам. Классический прием benday dots уступил место широким и ярким мазкам в духе абстрактного экспрессионизма.
В 1996-1997 годах Лихтенштейн разработал логотип для звукозаписывающей компании Dreamworks Records. Эта работа стала одним из последних трудов художника.
Являлся членом Американской академии искусства и наук, доктором изящных искусств Саутгемптонского Колледжа (Southampton College) в Нью-Йорке, доктором искусств Университета Огайо.
В 1996 году Лихтенштейну было присвоено звание почетного доктора изящных искусств Университета Джорджа Вашингтона.
За свои творческие работы он был удостоен целого ряда почетных наград в области искусства: медалью Сковехеганской школы (1977), премией "За творчество в живописи" Университета Брандейса (1991), Национальной медалью искусств (1995), премией японского фонда Inamori (1995).
Художник был женат дважды. С 1949 по 1967 год года его супругой была художница и дизайнер Изабель Уилсон (1921-1980).
В 1968 году его женой стала Дороти Херзка.
От первого брака у Роя Лихтенштейна осталось двое сыновей — Дэвид Хойт (1954) и Митчел Уилсон (1956).
Младший сын художника Митчел Уилсон Лихтенштейн — успешный сценарист, актер и режиссер.
29 сентября 1997 года Рой Лихтенштейн умер в одной из клиник Манхэттена от осложнений, возникших после перенесенной им пневмонии.
Картины художника высоко ценятся искусствоведами и любителями живописи. В ноябре 2010 года картина Лихтенштейна "Ohhh…Alright…" была продана на аукционе Christie's за 42,6 миллионов долларов, в ноябре 2011 года его полотно "I Can See the Whole Room!… " было продано в Нью-Йорке за 43,2 миллиона долларов. В мае 2012 года картина Лихтенштейна "Спящая девушка" была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 44,8 миллиона долларов, что стало рекордом для этого художника.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников