НОВОСИБИРСК, 4 окт — РИА Новости. Учитель глазами учеников, их родителей и самих педагогов. Накануне Дня учителя корреспондент РИА Новости Ирина Ткач провела опрос и на основе ответов попыталась составить портрет современного педагога: это продвинутый специалист, но слишком лояльный к детям, загруженный лишней работой и вынужденный покупать методички на свои деньги.
Учителя: продвинутость и бесправность
"Современный учитель должен понимать, что он со своими учениками состоит в коллегиальных отношениях, нежели в авторитарных, как это было в советской школе. Должен происходить обмен информацией, а не назидания и лекции", — говорит учитель русского языка и литературы новосибирской гимназии Дарья Черепанова.
Путинцева сетует на то, что в обществе сложился стереотип — учитель — это консервативный человек, синий чулок с классическим образованием. "Не хочу, чтобы так люди считали, и стараюсь, чтобы вокруг меня таких не было", — говорит директор.
Учитель алгебры и геометрии Юлия Иванова также уверяет, что педагог сейчас постоянно занимается самообразованием. "Уровень любознательности современных детей настолько высок, что учителям волей-неволей приходится постоянно чему-то учиться. Сейчас учитель, в первую очередь, интеллектуал, продвинутый пользователь интернета", — говорит Иванова.
Она отмечает, что есть еще одно отличие современного педагога от его коллег лет пять-десять назад — они начали ездить за границу. "Сейчас это стало доступно учителям. Они могут ездить как на отдых, так и с учениками. Это не только расширяет кругозор, но и повышает самооценку педагогов", — сказала она.
Прозвучали и мнения, что сегодня учитель — это специалист, загнанный современной системой образования в ловушку. "С одной стороны, мы должны постоянно писать какие-то планы, отчеты, совершенствоваться, но на это просто не хватает ни времени, ни средств. Ведь покупать те же методички приходится за свой счет", — говорит педагог Светлана.
Ее коллега, преподающий физкультуру в одной из новосибирских школ, признался агентству, что он сейчас боится помогать девочкам и мальчикам, к примеру, прыгать через козла. "Сейчас они все с мобильниками ходят, постоянно что-то снимают. Я помогу ученику, а потом мне предъявят обвинения в педофилии", — говорит педагог.
Родители: доброта, лояльность и старомодность
Об учителе своего сына она пока говорит только восторженными выражениями. "Наша учительница — большая умница. Во-первых, у нее большой опыт работы с детьми, а во-вторых она к ним относится ко всем, как вторая мама. По-моему, первая учительница должна быть именно такой — доброй и ласковой", — считает собеседница.
Кучеренко отмечает, что задача педагога — уметь не только рассказать детям о своем предмете, но и увлечь их, заинтересовать самим процессом познания окружающего мира. По ее мнению, сегодня есть такие учителя, у которых все это получается. Но есть и те, кто, перешагнув определенный возрастной рубеж, перестали расти в профессиональном смысле.
Еще одна мама четвероклассника Ольга тоже говорит, что возраст сказывается и на качестве работы, и в целом на впечатлении, которое педагог производит.
"У нас учитель очень добросовестная, очень любит свою работу, знает подход к детям, кучу методик. Но она не молодая и для нее даже мобильный телефон не совсем понятен, не то что компьютер… И внешний вид… Человек всегда опрятный, но видно, что вещам уже довольно много лет. Хотя для младшеклассников это не столь важно, и мы в целом очень довольны", — пояснят родительница.
При этом Овдина отмечает, что в настоящее время учителя стали более образованы и "продвинуты", по сравнению с их коллегами лет 20 назад. "Они бдят свою квалификацию, стараются развиваться. Это очень неплохо", — считает она.
Мама еще одного 11-классника Наталья Петрова говорит, что современные учителя перестали обращать внимание на личность ребенка, его семью. "У нас, к примеру, было много внеклассной работы, какие-то чаепития, экскурсии, спортивные часы. Учитель к нам домой приходила — проверяла в каких условиях мы живем. Сейчас такого нет. Все поверхностно. Отвел, отмучился и быстрей домой", — делится впечатлениями она.
Дети: красота и профи в ЕГЭ
"Учительница у нас хорошая, добрая, одевается красиво и по-разному, она всегда справедливая и честно ставит оценки", — рассказывает четвероклассница Ксения.
Еще одна четвероклассница, Александра, говорит, что самый лучший учитель должен быть добрым, справедливым, красивым, молодым, много знающим и задающим мало домашних заданий.
Ученики старших классов ценят в педагогах умение идти в ногу со временем, все понятно рассказывать и заинтересовывать своим предметом. И, конечно, грамотно готовить к ЕГЭ.
"У меня сейчас одна проблема — как сдать в конце года ЕГЭ и набрать нужное число баллов. У нас все педагоги уже научены, как нас учить, так что думаю, проблем не будет. Еще хотелось бы понимания со стороны школьной администрации — чтобы не придирались по пустякам вроде отсутствия галстука или жилета", — поделился своими впечатлениями старшеклассник Алексей.