НОВОСИБИРСК, 3 сен — РИА Новости. Кто они — сегодняшние молодые учителя? Современные "синие чулки", те, кому удалось поступить только в "пед", или убежденные продвинутые новаторы? Найти ответ на этот вопрос попыталась корреспондент РИА Новости Мария Кормильцева, проведя первый учебный день с молодой учительницей русского языка и литературы новосибирской гимназии Дарьей Черепановой.
Первый звонок
Далеко не все студенты-выпускники педагогических направлений хотят работать именно в школе, доказательство тому — постоянный дефицит кадров в образовании. Дарья Черепанова уверяет, что утвердилась в своем желании уже на третьем курсе и решение после этого ни разу не меняла.
Дарья еще и классный руководитель, у нее 5 "В". Черепанова с классом уже знакома, в мае провела в нем открытый урок, была на выпускном, общалась с родителями. Но как классный руководитель официально предстала перед детьми впервые — в День знаний.
В гимназии 2 сентября провели две торжественных линейки — одну на рассвете, а вторую в середине дня. На ней пятиклассники были самыми младшими. Когда спели гимн школы и прозвенел звонок, пятые классы первыми пригласили пройти в школу. Дети выдержали торжественность только во дворе, внутри здания шумной черно-белой стайкой взлетели на третий этаж, спотыкаясь на лестнице и размахивая букетами.
Класс практически образцовый: светлый, жалюзи на окнах, есть проектор, телевизор, на столе учителя — компьютер. Вдоль стен — шкафы с книгами и учебниками, в затылки ученикам смотрят портреты классиков русской литературы.
Ученики охотно поддерживают тему, высказывая свои предположения, почему страна так называется. Продолжил патриотическую тему гимн России. Пели негромко, но дружно, искренне, вместе с учительницей.
"Белый это береза, синий это небо, а красный это солнечный рассвет", — сказала одна из девочек.
Потом перешли к увлекательному обсуждению российского герба. Сначала собирали вопросы, потом всем классом искали на них ответы. Почему орел? Зачем его головы смотрят в разные стороны? Почему орел золотой? Что за всадник на гербе?
Разбирательство, почему орел держит в лапах, завершилось неожиданным вопросом одного из мальчиков: "А почему яйцо Фаберже олицетворяет символ державы?"
"Но пытливый ум, конечно, поражает", — отметила она, разрешая ученику сесть.
Завершился урок знакомством с Конституцией Российской Федерации. Черепанова разбила детей на пары, и они готовили небольшие выступления по поводу прав и свобод человека, прописанных в основном законе страны.
Прозвенел звонок, отпущенные на переменку дети потянулись к Дарье Сергеевне с букетами, а потом часть пятиклассников умчались в коридор, остальные весело принялись обсуждать что-то свое.
Впереди детей ждал урок по безопасности жизнедеятельности, во время него у Черепановой выдалось время для общения с кем-то кроме своих учеников.
"Мы очень много не успели на уроке, потому что я не предполагала, что у них будет такой интерес к гербу, столько вопросов. Но я всегда иду за ребенком, неважно, что у меня в плане было написано", — говорит она.
Собеседница явно довольна и уроком, и детьми. Она отмечает, что отличие сегодняшних молодых педагогов как раз в том, что они настроены именно на такую модель преподавания, с ориентацией на ребенка, на его интерес и мнение.
Черепановой нравится статус гимназии, то, что здесь приветствуются инновационные модели обучения. В свою очередь вчерашней выпускнице педагогического вуза тоже есть что предложить.
"У меня много мыслей, инновационных моделей уроков, а не программ. В принципе я стараюсь воплотить в средней школе методику Марии Монтессори, которая обычно применяется в педагогике дошкольных учебных учреждений. В России это не очень распространено", — делится она планами.
"Сейчас на первом месте воспитательная работа, потому, что в российской педагогике уже давно сложилась хорошая система обучения, а вот с воспитательной работой непонятно что происходит. В новом стандарте у учителя огромное поле, различные формы деятельности. И сейчас безумное количество всяких экскурсий можно организовывать. И вот эта школа конкретно — она приветствует различные инновационные приемы, методы, модели обучения… Мне бы хотелось совмещать учебный процесс и воспитательную работу", — говорит учительница.
Про жизнь за пределами школы Дарья говорит только одно: "Мой молодой человек меня поддерживает".