Рейтинг@Mail.ru
Новое кино Венеции с неуловимым привкусом вчерашнего - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Новое кино Венеции с неуловимым привкусом вчерашнего

Читать ria.ru в
Дзен
Восхищаясь фильмами Венецианского фестиваля, вдруг понимаешь: современное кино не рассказывает о том, что волнует обычных людей, отмечает Алена Солнцева.

Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.

Режиссер Бернардо Бертолуччи. Архив
Бертолуччи рассказал, чего ожидает от Венецианского кинофестиваля
В субботу в Венеции, на острове Лидо, завершается Венецианский кинофестиваль.

Его директор Альберто Барбера, в прошлом году вернувшийся на этот пост после достаточно долгого от него отлучения, собрал 20 картин самого разного стиля и выстроил из них довольно прихотливый сюжет. Кто получит главный приз, на этот раз будет решать жюри во главе с классиком итальянского кино Бернардо Бертолуччи.

Но завсегдатаи все же считают, что золотой век Венецианского фестиваля позади, веет от него чем-то неуловимо вчерашним. К концу конкурса залы заметно опустели – большая журналистская стая откочевала в Торонто, на фестиваль с растущей популярностью.

Венецианский международный кинофестиваль
Все уже круг ценителей…

Старейший из существующих, Венецианский фестиваль видел всякие эпохи, были на нем времена, когда награды вовсе отменяли, считая их пережитком буржуазности, были годы расцвета, когда итальянское кино считалось лучшим в мире.

Сегодня, когда знаменитая Мостра (Mostra Internationale d'arte cinematografica) отмечает 70-летие, не только итальянское, но и вообще кино, к сожалению, находится не в самой лучшей форме. Зрители все меньше смотрят авторские фильмы – те, что составляют главное наполнение фестивалей. Все меньше общих ориентиров, все уже круг продвинутых ценителей.

Если раньше фильмы-победители той же Мостры мечтали увидеть буквально все, ну или почти все завсегдатаи кинотеатров, то сегодня самым популярным участником оказывается сыгравший Гарри Поттера Дэниэл Рэдклифф. Чтобы на него посмотреть и взять автограф, собираются толпы поклонниц.

При этом фильм с его участием, ради которого он приехал на фестиваль ("Убить своих любимых", про университетскую юность писателей поколения битников), они смотреть точно не будут.

Разрыв между кино, пользующимся популярностью у зрителей, и тем, что считают достойным фестивали, все растет. Но и внутри фестивального кино наблюдается расслоение.

Интеллектуальное высокомерие Венеции

Вот, например, на Венецианском фестивале самым любимым фильмом у широкого круга журналистов стала "Филомена" Стивена Фрирза. Это очень качественно снятая история про то, как журналист Би-би-си Мартин Сиксмит (это реальный человек, эксперт по России, автор многих книг, из которых самая у нас известная "Путин и дело ЮКОСА. Борьба за российскую нефть") решает написать "человечную историю" и с этой целью знакомится с простой шотландской женщиной Филоменой Ли.

Венецианский кинофестиваль: Франко, экологи и Филомена >>

В юности она родила внебрачного ребенка, которого монахини монастыря, где она воспитывалась, у нее отобрали. Через 50 лет женщина решается отыскать сына, и журналист ей помогает.

© Weinstein Company (2013)Кадр из фильма "Филомена"
Кадр из фильма Филомена

Филомену играет Джуди Денч, а Сиксмита – Стив Куган, и это великолепный актерский дуэт. Кроме того, сама история богата сюжетными поворотами: оказывается, что сын Филомены стал американским сенатором от партии консерваторов, оказался геем и умер от СПИДа. Однако его простоватую мать все это не смутило, наивная вера Филомены оказалась сильнее и скепсиса Мартина и ханжества монахинь.

Фильм, что называется, совершенно позитивный, жизнеутверждающий и при этом смешной, с виртуозно написанными диалогами. Но завсегдатаи уверены, что ему не дадут главный приз просто потому, что этот фильм слишком мейнстримный, зрительский, а в Венеции, с ее интеллектуальным высокомерием, не принято награждать такие простые традиционные картины.

"Дневник 70-го Венецианского кинофестиваля" читайте на сайте проекта РИА Новости Wekeend >>

На полюсе эстетической изощренности

Режиссер Цай Минлян во время фотоколла своего фильма Бродячие псы
Цай Минлян представил в Венеции свою новую картину
Другой полюс – эстетической изощренности – представлен фильмом "Бродячие псы" Цай Минляна, режиссера культового, уже награждавшегося в Венеции, азиатского наследника "новой волны" и Фасбиндера, изысканного мастера радикального искусства, про сюжет фильмов которого трудно рассказать словами.

Но на этот раз он представил историю более понятную и даже – если не считать 9-минутной статичной мизансцены в финале – вполне дружелюбную по отношению к зрителю, которому позволено сопереживать истории отца с двумя детьми, живущим в заброшенном доме на задворках большого города.

Венецианский кинофестиваль: шедевр Цая Минляна и "Ревность" Гарреля >>

Почти единодушно признано, что это лучшая картина конкурса, и единственная достойная его 70-летних традиций. К тому же Цай Минлян заявил, что, скорее всего, на этом его карьера режиссера кино будет закончена. Так что многие считают, что судьба главной награды уже решена.

© William Laxton/la Biennale di VeneziaКадр из фильма "Бродячие псы"
Кадр из фильма Бродячие псы

Режиссер Хаяо Миядзаки завершает свою карьеру
Обещал перестать снимать и Хайо Миядзаки, показавший в конкурсе необычный для себя фильм. Вместо привычных волшебных снов он снял практически байопик, не вполне реальную биографию реального человека, авиаконструктора Хиро Хорикоси, выдающегося инженера, чьи истребители обеспечили японцам победу в битве при Перл-Харбор.

К сожалению, сами самолеты и герой с логарифмической линейкой, цитатами из Верлена и аллюзиями на "Волшебную гору" Томаса Манна, оказались слишком плотной материей для анимации. С фильма уходили, но, тем не менее, в журналистском рейтинге он стоит довольно высоко.

Венецианский фестиваль: убийство Кеннеди и последний фильм Миядзаки >>Еще один лидер рейтинга – фильм "Тропы" Джона Кёррана, с Миа Васиковска в роли известной путешественницы Робин Дэвисон, которая с четырьмя верблюдами и собакой пересекла австралийскую пустыню, преодолев 2700 километров. Этот человеческий подвиг в кино выглядит несколько затянутым и однообразным, но при этом проникнутым гуманизмом.

Кадр из фильма Тропы
Главные фильмы 70-го Венецианского кинофестиваля - в подборке проекта Weekend

Сюрпризы неизвестного и разочарования известного

Для иностранной и итальянской прессы, по мнениям которой и составляются рейтинги, фильм немецкого режиссера Филиппа Гренинга "Жена полицейского" оказался не вполне понятным. Зато среди российских журналистов он весьма популярен, да и после официального показа вызвал весьма продолжительные аплодисменты.

Опять же завсегдатаи уверяют, что в Венеции рейтинги ничего не значат. Так что многие надеются, что у Гренинга есть все шансы получить Гран-при, второй по значению приз фестиваля.

Венецианский кинофестиваль: жена полицейского и уголовник Кейдж >>

Это трехчасовой фильм про простую семью, где молодой муж работает в полиции, а жена воспитывает маленькую дочь. Ничего ужасного в полиции не происходит, обычные провинциальные будни, лишь иногда случаются аварии на дороге.

© la Biennale di VeneziaКадр из фильма "Жена полицейского"
Кадр из фильма Жена полицейского

Весь ужас заключается в семейных буднях, у мужчины растет раздражение, на теле женщины появляются синяки, домашний уют дается ценой искалеченной психики.

Автор, пятидесятилетний режиссер из Германии, не делал до сих пор заметных картин (его предпоследний фильм документальный и действительно очень хороший), но в этот раз удивил прекрасной и очень необычной картинкой (он сам и снимал фильм), серьезным углублением в психологию человека и неожиданной подачей – фильм разделен на 59 эпизодов разной длины.

Так что неизвестное иногда приносит сюрпризы, а известное – разочарования.

© la Biennale di VeneziaКадр из фильма "Теорема Зеро"
Кадр из фильма Теорема Зеро

Мало кто сулит награды фильму Терри Гиллама "Теорема Зеро" – обольстительный волшебник и мастер иллюзий уже давно не вызывает прежних восторгов, но на приз за главную роль исполнитель главной Кристоф Вальц может претендовать.

Венецианский кинофестиваль: теорема Гиллиама и ферма Долана >>

Новое поколение

Есть в конкурсе и группа режиссеров, которых можно условно назвать молодыми, и некоторые из них, например, Ксавье Долан, снявший фильм "Том на ферме", и Джеймс Франко, автор фильма "Дитя божье", действительно очень молоды.

Это новое поколение в кинематографе довольно смело экспериментирует с формой, с темами, оставаясь, на мой взгляд, довольно традиционными мыслителями, в их фильмах нет новых идей, зато есть довольно изощренная фантазия и любовь к имитации жанрового кино.

© la Biennale di VeneziaКадр из фильма "Джо"
Кадр из фильма Джо

Фильм Дэвида Джона Грина "Джо" с Николасом Кейджем в главной роли вполне может вызвать симпатию жюри, тем более что Грин недавно получил приз за режиссуру – в Берлине. А страшная сказка об инопланетной соблазнительнице "Побудь в моей шкуре" Джонатана Глейзера, еще одного фаворита интеллектуальной молодежи, в Венеции вызвала скорее разочарование, но все же у нее нашлись свои горячие поклонники.

© la Biennale di VeneziaКадр из фильма "Побудь в моей шкуре"
Кадр из фильма Побудь в моей шкуре

А где же кино про обычного человека?

Что выберет жюри: добрые истории, радикальные художественные высказывания, жанровые эксперименты? Кажется, что составивший эту программу Альберто Барбера специально поставил жюри перед выбором не только конкретного призера, но и нового вектора, собрав в конкурсе представителей всех современных направлений.

Но вопрос, куда развиваться кинематографу, вряд ли будет решаться на Венецианском фестивале. Если в прошлые, давние годы расцвета фестивального движения еще можно было сказать, что именно тут определяют судьбы кино, вырабатывают критерии и системы оценок для всего кинопроцесса, то сейчас это точно не так.

Сейчас ситуация слишком размыта, и по поводу одного и того же фильма может быть несколько равноценных, но совершенно противоположных мнений.

Авторское кино, дойдя до высшей точки сложности, перестало быть доступно людям без специальной подготовки. Молодые режиссеры сейчас пытаются преодолеть этот барьер, уводя свои истории в сторону более сильного эмоционального воздействия, которое достигается либо шокирующей темой, либо использованием арсенала массового кино, таких жанров как триллер, фантэзи, комикс.

Единственное, чего не делает современное кино – оно не рассказывает о насущных вещах, волнующих обычных людей. Такое ощущение, что повестка дня, сформированная этими картинами, очень далека от нормальных человеческих переживаний.

Много серьезных и важных тем – от арабо-израильского конфликта в фильме Амоса Гитая до нападения на Ирак в документальном фильме "Неизвестное известное" про американского министра обороны Дональда Рамсфельда, есть фильмы про геев, про сексуальность, про одиночество.

Но все какое-то инопланетное, космическое, в формах, поражающих возможности воображения. Кино про обычного человека, способного решать свои маленькие обычные проблемы, сегодня вообще, кажется, не снимают.

Итальянцы снимают именно об этом

Впрочем, итальянские фильмы на фестивале в Венеции, давно воспринимающиеся как неизбежное зло, на этот раз заняли именно это пространство – кино про обычных людей.

Документальная картина Джафранко Рози Santa-Gra показывает, как живут люди близ римской окружной: от родовитого аристократа, сдающего свою виллу под корпоративы, до рыбака с новой украинской женой, постигающей итальянский язык.

Венецианский кинофестиваль: верблюды в пустыне и женщины с характером >>

Знаменитый театральный режиссер Эмма Данте сняла свой первый фильм, где столкнула двух упрямых женщин, причем в буквальном смысле – на узкой улице, где две машины не могут разъехаться, а уступать друг другу ни старая албанка, ни средних лет эмансипированная итальянка не собираются.

© la Biennale di VeneziaКадр из фильма "Улица Кастеллана Бандьера"
Кадр из фильма Улица Кастеллана Бандьера

Фильм не поражает воображения особым радикализмом или мастерством, но он умный и современный. Два типа культуры, два типа мышления. И, в сущности, одинаковый результат – агрессия и взаимное напряжение, что заканчивается неизбежными потерями.

Известный итальянский режиссер Джанни Амелио (лауреат и Каннского, и Венецианского конкурса) снял фильм о маленьком человеке в самом гоголевском смысле. Герой фильма, Антонио (его сыграл Антонио Албанезе, популярный комик), вроде бы все умеет, за все берется, но жизнь у него фатально не складывается. Он не годится для бессмысленной, но приличной работы, предпочитая живое общение и живые отношения с людьми.

Фильм не слишком получился – что-то не срабатывает при обращении к старым традиционным формам. Это как в современном искусстве, выставки которого проходят на Биеннале, чьей частью является кинофестиваль. В этом году, на 55-м Биеннале, Золотого льва получил павильон Анголы, где собственно экспозиция художников из Луанды была представлена несколькими картинами, скульптурами и в основном постерами, разложенными в залах палаццо Чини, обычно для публики закрытого, – частном особняке богатого промышленника Витторио Чини, собравшего в середине ХХ века богатейшую коллекцию.

Когда видишь картины Джотто, Боттичелли, Липпи и других, то как-то не получается всерьез воспринимать современное искусство. С другой стороны, понимаешь, что повторить старых мастеров невозможно, и с неизбежностью приходится искать новые способы коммуникации в новом мире.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала