С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 сен – РИА Новости, Александр Кудрявцев. Полиция Петербурга на днях изъяла из экспозиции "Музея Власти" картины Константина Алтунина, их проверяют на соответствие законодательству. Художник, опасаясь обвинений в экстремизме, уехал из России во Францию, где обратился за политическим убежищем. Глава экспертного центра по изучению проблем экстремизма при Санкт-Петербургском госуниверситете, доктор филологических наук Сергей Кузнецов рассказал корреспонденту РИА Новости, как сегодня определяют признаки экстремизма.
Насколько обоснованы опасения художника, который уехал из России?
— Напрасно он так перепугался. Передайте художнику, чтобы возвращался, вменить ему 282 статью УК не смогут. Ведь нарисовать экстремизм невозможно. Экстремизм – это не картинки, а речевые или физические действия, целью которых является публичное унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти, вражды к человеку в связи с его происхождением, национальностью, принадлежностью к какой-либо религиозной, социальной группе. Даже если демонстрируется нацистская символика, то для обвинения в экстремизме необходимо, чтобы такая демонстрация сопровождалась пропагандой нацистской идеологии. Кстати, и в фильме без текста выявить наличие признаков экстремистских действий практически нет шансов.
Очень сомнительно, чтобы какая-то из картин Алтунина смогла возбудить хоть у кого-нибудь "ненависть к социальной группе", скажем, к депутатам. Если Алтунин нарисовал, предположим, депутата Виталия Милонова в нелестном для парламентария виде, то тем самым художник выразил свое личное к нему отношение. С какой целью Алтунин что-то изобразил? Эпатаж, провокация, пропаганда собственного бесстыдства? Об этом можно гадать на досуге. Кто-то может интерпретировать картинки Алтунина даже как политическую сатиру.
Прокомментируйте скандал вокруг появившейся в продаже в Петербурге книги Геббельса, которую московская прокуратура требует признать экстремистской.
— Роман "Михаэль" был написан в 1923 году, когда Геббельс еще не был связан с нацистской партией. А вот издать книгу Геббельс смог лишь в 1929 году и то на средства партии. Этот факт косвенно свидетельствует о художественных свойствах романа. Это бездарное произведение начинающего графомана. Принимая во внимание "неликвидное" качество текста, только скандал поможет публикаторам текста сбыть тираж. В числе прочих банальных пассажей внимательный читатель сможет найти предположение, что Христос не любил евреев. Возможно, тем самым начинающий автор Геббельс косвенно выразил свое отношение к ним. Без сомнения, подобное отношение к группе людей, выделяемых по национальному признаку, не слишком вежливое, но оно не противоречит общепринятым нормам свободы мысли, совести и религии.
На каких принципах основана экспертиза на экстремизм?
— В первую очередь мы исследуем содержание текста. Для этого, в соответствии с законом об экспертной деятельности, опираемся на разработанную в нашем центре методику анализа информационных материалов. В ней выделена и учтена главная специфика экстремистских дел – пропагандистская или агитационная направленность противоправных действий. Методика позволяет делать обоснованные экспертные заключения по делам, связанным с противодействием экстремизму, то есть распространению ксенофобии, пропаганде ненависти, социальной агрессии, идеологии насильственного решения общественно-политических и экономических проблем, оправданию терроризма. Специфика лингвистической экспертизы текста состоит в том, что смысловые отношения и связи между частями текста, которые мы вскрываем в процессе исследования, одинаковы на любом языке.
Основная функция специалиста-эксперта состоит в том, чтобы снабдить непредвзятой информацией тех, кто участвует в принятии судебного решения. Для этого требуется, чтобы текстовая информация прошла переработку. Содержание материалов преобразуется в аналитико-справочную информацию о тексте, который анализируется.
Несколько лет назад поток материалов, направляемых к нам на экспертизу по признакам экстремизма, был огромным. При этом почти 90% всей информации к экстремизму не имело никакого отношения – материалы из Интернета, содержащие перебранку, троллинг, взаимную грубость в социальных сетях, демотиваторы. Или, к примеру, "деятельность" хулиганов: горожанин увидел недорисованную свастику на стене дома, сфотографировал, принес участковому. На сегодняшний день обращений стало меньше, похоже, наши сограждане стали лучше разбираться, что можно делать, а чего нельзя. Теперь наш экспертный Центр проводит в год от 40 до 60 экспертиз. Обычно присылают материалы, опубликованные блогерами, иногда в СМИ. Основные заказчики – МВД, прокуратура, судебные органы, религиозные организации, частные лица.
Выводы некоторых экспертов иногда курьезны. Например, экстремизм нашли в лозунге "Долой самодержавие и престолонаследие".
— Научная экспертиза несовместима с импровизацией. Каждый вывод, сделанный экспертом, необходимо доказывать средствами текста. Недопустимость вкусовщины, оценочных суждений и предположений становится наиболее очевидной при производстве экспертизы по уголовным делам, когда выводы экспертов становятся основой для решения существа дела.
К сожалению, случается, что экспертизы доверяют людям без соответствующей экспертной квалификации. Гуманитарии, которых привлекают к производству экспертиз, часто не понимают, что является объектом их исследований. Такие эксперты принимают за содержание текста его личное прочтение. Это чревато превращением экспертного заключения в пристрастное домысливание.
Значит, от обвинений в экстремизме не застрахован никто?
— Это не так. Если выводы экспертной комиссии подтверждаются доказательствами, а не оценочными мнениями, если каждое утверждение специалистов-экспертов может быть проверено критерием "истинно-ложно", а выводы соответствуют методическим положениям, то необоснованных обвинений можно избежать. Но и в том случае, когда получено экспертное заключение, содержащее недопустимые выводы, можно и нужно требовать повторной оценки у других экспертов.
***
Лозунг "Долой самодержавие и престолонаследие"
Судебные эксперты Курска в 2010 году признали экстремистским старинный лозунг левых "Долой самодержавие и престолонаследие!", проанализировав листовку, найденную следователями дома у орловского нацбола Михаила Деева. Деев обвинялся в совершении действий, направленных на возбуждение вражды, а также на унижение человеческого достоинства группы лиц по признакам расы и национальности.
В заключении Курской лаборатории судебной экспертизы Минюста России говорится, что "если выражение "Долой самодержавие и престолонаследие" рассматривать как синоним государственной власти, то данная борьба направлена на свержение существующей государственной власти".