Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Выборочная проверка в ряде регионов около 1,36 тысяч работ по ЕГЭ (примерно 0,17% от всех в стране) с оценками от 80 баллов и выше выявила нарушения в 77% случаев.
Последует ли за этим тотальная проверка высокобалльных работ ЕГЭ по всей России, пока не ясно, скорее всего — нет. Зато предельно ясно, что точно такие же нарушения были и в предыдущие годы, но Рособрнадзор они, похоже, не сильно волновали. Всполошилось ведомство только в этом году, когда многолетний ЕГЭ-нарыв наконец лопнул.
Но аномалии в ЕГЭ-статистике существуют давно, в том числе географические.
Что такое ЕГЭ — читайте в справке РИА Новости >>
Сопротивление на местах?
По закону, решение об изменении баллов ЕГЭ принимает конкретная региональная экзаменационная комиссия. По сообщениям СМИ, в Рособрнадзоре опасаются, что в регионах результаты этих выборочных проверок просто проигнорируют.
В Дагестане, на Ставрополье уже прошли перепроверки результатов ЕГЭ по некоторым предметам с аннулированием результатов. На очереди Брянская и Воронежская области, Ингушетия и Калмыкия и еще 12 регионов, где, по данным выборочных проверок Рособрнадзора, было больше всего нарушений. Там тоже с большой вероятностью будут аннулированы некоторые высокобалльные работы ЕГЭ по некоторым предметам.
Будет ли тотальная проверка результатов ЕГЭ?
Главный вопрос для абитуриентов-2013 сейчас такой: закончится ли череда нескончаемых скандалов ЕГЭ-2013 выборочной корректировкой его результатов по выборочным предметам в 18 наиболее неблагополучных регионах, или последует тотальная проверка всех высокобалльных работ по ЕГЭ по всей стране?
ЕГЭ-2013: итоги, нарушения, выводы >>
Скандалы, связанные с публикацией результатов ЕГЭ в интернете >>
Сейчас риски того и другого сценария наверняка оценивают в Минобрнауки, а возможно, и в более высоких инстанциях.
Сами можете решить, что перевесит. Если ограничиться только выборочными проверками и корректировкой результатов высокобалльных работ в уже заявленных Рособрнадзором 18 регионах (это 21% от всех 83 регионов РФ, к ним можно добавить еще три штуки, чтобы было — для ровного счета — 25% регионов), то получится, что и меры приняты, и справедливость восстановлена, и пережить это без грандиозного скандала во время приемной кампании можно.
К тому же, с очень большой вероятностью сама процедура ЕГЭ и его законодательное регулирование будут изменены уже этой осенью, и таким образом Минобрнауки обезопасит себя, по меньшей мере, на время ЕГЭ-2014. Какими бы ни были его результаты, всегда будет аргумент: ЕГЭ идет по новым правилам, не надо торопиться с выводами, следует подождать годик-другой.
Для абитуриентов-2013 на этой успокоительной ноте можно поставить точку, но к Рособрнадзору остается один вопрос: у них только сейчас глаза открылись? Там в самом деле не знали, что та же ситуация с ЕГЭ в тех же регионах была в прошлом году, позапрошлом, позапозапрошлом и так далее?
В ЕГЭ-статистике все округляем?
Официальную статистику по ЕГЭ можно найти только на двух сайтах. На "Официальном информационном портале ЕГЭ", который, судя по значку копирайта, принадлежит Федеральной служба по надзору в сфере образования и науки, и на сайте Федерального института педагогических измерений, который тоже входит в структуру Рособрнадзора. Другой официальной статистики по ЕГЭ в природе не существует, все другие данные, если вы их встретите в интернете, всего лишь производные от статистики этих двух научно-методических учреждений Минобрнауки.
Например, почему в Дагестане в прошлом году было всего семь стобалльников, а в соседнем Ставропольском крае — 143? Почему в Брянской области 28 стобалльников по химии (каждый четвертый из всех брянских стобалльников), а в Татарстане их 10? Почему не наоборот? Ведь про высочайший уровень казанской химической школы знают во всем мире уже полтора века, а про брянскую химическую школу не подозревают, наверное, даже в самом Брянске. Почему в том же Татарстане было 66 стобалльников по русскому языку, в соседней Чувашии — 57, а в Приморье их всего пять, там что, корейцы статистику портят?
Слишком много в этих цифрах загадочного. Например, если сложить число стобалльников 2012 года по всем предметам в каждом регионе, то получится ряд чисел, в котором невольно бросается в глаза непропорционально большая доля чисел, заканчивающихся на 0 или на 5, например, 5, 10, 25, 30, 40, 50 и так далее. Согласитесь, что это очень похоже на разнарядку по регионам.
Например, положено Коми пять стобалльников, и у нее их ровно пять. Обозначена контрольная цифра в 20 стобалльников для Курганской области, и там их ровно 20. В Республике Марий Эл, Волгоградской области и Ханты-Мансийской АО их словно по заказу ровно по 30. Глядишь на это и думаешь: ну почему в Иркутской области не 14 или 16 стобалльников, а в Ямало-Ненецком АО не 9 или 11, а 15 и 10, соответственно?
Конечно, это могло быть случайностью, игрой цифр. Но помимо воли лезут в голову воспоминания о круглых числах в протоколах некоторых участковых избирательных комиссий. Неужели магия контрольных цифр непреодолима?
Брянский ЕГЭ-феномен
Любоваться причудливостью форм региональных ЕГЭ-аномалий можно до бесконечности. Но лучше попробуем найти в них какую-нибудь этногеографичекую закономерность. Например, поделим число стобальников-2012 на число "человеко-экзаменов" (термин придумал не я, а Рособрнадзор).
Всего в прошлом году ЕГЭ сдавали 892561 человек. Каждый из них сдавал минимум два обязательных экзамена (по математике и русскому языку), а потом выбирал себе ЕГЭ по другим предметам, и всего экзаменов было сдано 3 032 121. В 3599 из них оценка составила 100 баллов. Если поделить второе число на первое, мы получим среднюю долю стобалльных ЕГЭ по стране — 0,12%.
А теперь произведем то же арифметическое действие для регионов. На основании статистических данных портала Рособрназдора, это легко сделать. В итоге абсолютным чемпионом по стобалльным ЕГЭ в прошлом году оказалась Брянская область — 0,38%, то есть в три с лишним раза больше, чем в среднем по России.
Вообще, брянский ЕГЭ-феномен сродни челябинскому метеориту. Явление есть, а вразумительного объяснения ему нет. Природная аномалия, в общем.
На втором месте была Москва с 0,3%, на третьем — Ставропольский край (0,26%), на четвертом — Чувашия (0,25%), и замыкала первую пятерку Кировская область (0,21%).
У Дагестана, к слову сказать, процент стобалльных ЕГЭ составлял всего 0, 008% (столько же было у Чечни). Хуже показатели были только у Якутии (Саха) —0,006%, Тывы — 0,003%, а также Карачаево-Черкессии, Амурской области и Еврейской АО, где вообще никто не набрал 100 баллов ни на одном ЕГЭ.
Тайна московской ЕГЭ-аномалии
На первый взгляд, ничего особенно в том, что в Москве процент стобалльнников по ЕГЭ ровно в 2,5 раза выше, чем в среднем в стране, нет. Всегда можно сказать, что учителя тут лучше, а ученики более развитые и более нацеленные на высокий результат. Но как тогда понимать то, что аналогичный показатель по Санкт-Петербургу был равен 0,12%, то есть стобалльников там было ровно столько же, сколько в среднем по России?
Очень хотелось бы увидеть по ТВ ток-шоу на тему: почему питерские выпускники в два с половиной раза глупее московских. Но по ТВ показывали и обсуждали в основном дагестанские ЕГЭ-безобразия.
Не потому ли, что они до наивности простые и столь очевидные, что клеймить их гораздо проще, чем искать, кто так лихо закусил ЕГЭ-удила в Брянской губернии, и гораздо безопаснее, чем попробовать разобраться, какие такие секретные ЕГЭ-методики используются в Москве, чтобы так вызывающе, против всех законов теории вероятности опережать Питер?
Благодарить за такую возможность надо ЕГЭ. Пусть как инструмент оценки знаний выпускников он себя сильно скомпрометировал. Зато оказался весьма точным прибором для измерения регионального чадолюбия. Такой ценный прибор жалко выбрасывать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции