ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 21 июн — РИА Новости. Главным итогом участия России в авиакосмическом салоне в Ле Бурже станет широкомасштабная демонстрация натурных образцов самолетов и вертолетов. В показательных выступлениях принимают участие Су-35С (премьерный зарубежный показ), Як-130 (премьерный показ серийного самолета), вертолет Ка-52 "Аллигатор", в субботу планируется участие российско-украинского Ан-70. Кроме того, на статической площадке представлены гражданские самолет "Сухой Суперджет 100" и вертолет Ка-62.
Как сообщил РИА Новости высокопоставленный источник в российской делегации, в отличие от гражданских контрактов, военные на выставке не заключались. "Тем не менее, плановая работа по продвижению российской авиации на международный рынок продолжается. Ведутся переговоры, некоторые из которых планируется завершить и заключить контракты уже в этом году. Вполне возможно, что некоторые из них будут озвучены на МАКСе", — сказал собеседник агентства.
В первый же день работы выставки на официальной пресс-конференции члены российской делегации сообщили о заключении с США контракта на сумму более 500 миллионов долларов на поставку 30 боевых вертолетов Ми-17В5 для афганской армии. Это продолжение первого договора на поставку 21 вертолета на 367,5 миллионов долларов.
Кроме того, члены российской делегации сообщили, что в рамках заключенного в 2012 году пакетного соглашения на 4,3 миллиарда долларов заключен первый контракт с Ираком на поставку вертолетов Ми-28 НЭ "Ночной охотник".
Источник агентства в российской делегации пояснил, что предконтрактная работа ведется, в частности, с такими странами, как Китай — на поставку Су-35. Как сообщил на пресс-конференции заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Александр Михеев, с Китаем подписано межправительственное соглашение по программе о поставках самолетов Су-35.
"У нас идут технические консультации, каких-либо прогнозов давать сейчас не хотел бы, тем не менее, самолет сегодня представлен на выставке, интерес к нему большой", — сказал Михеев, не уточнив количество указанных в соглашении самолетов.
"Промышленность жива"
Михеев, комментируя РИА Новости предварительные итоги выставки в Ле Бурже, отметил, что первый зарубежный показ Як-130, Су-35 и Ка-52 стал важным свидетельством роста и развития отечественной "оборонки".
"Мы показали, что наша промышленность жива, встала на ноги, сбросила кризисные явления, то есть мы перезагрузились, и это очень важно. Европейские партнеры заинтересовались возможностями этих летательных аппаратов и в течение первых четырех дней на Ле Бурже велись консультации о возможных направлениях сотрудничества", — сказал Михеев.
Наглядным примером интереса к российской авиационной технике стала просьба французской стороны к России увеличить количество демонстрационных полетов Су-35С, и российские представители предварительно ответили согласием после консультации с Москвой, сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель российской делегации.
Первоначально планировалось, что Су-35 выступит на Ле Бурже четыре раза, однако французская сторона, с учетом того, что в последний день работы салона ожидает прибытия на выставку до ста тысяч посетителей, попросила россиян организовать дополнительное выступление летчика-испытателя компании "Сухой", Героя России Сергея Богдана на Су-35С в воскресенье.
"Российская сторона после консультации с Москвой предварительно дала согласие", — сказал собеседник агентства.
"Несмотря на сложные метеоусловия (в Ле Бурже идет дожди), но с учетом повышенного интереса французов я готов совершить дополнительный демонстрационный полет с показом всех возможностей истребителя, в том числе с элементом зависания самолета на высоте с выключенными двигателями и нулевой скоростью с сваливанием в контролируемый штопор", — сказал РИА Новости сам летчик Богдан.
Технологии в массы
Посетивший выставку Ле Бурже заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов подчеркнул, что Су-35 обладает уникальными летными характеристиками, являясь переходной моделью к пятому поколению самолетов. На самолете, отметил замминистра, обновлена практически вся авионика, в частности установлен бортовой локатор нового поколения "с совершенно другой дальностью". "Думаю, что как раз Россия хорошую премьеру в Ле Бурже заявила. Хороший шаг", — сказал Борисов.
Он добавил, что некоторые крупные западные компании на авиасалоне впервые четко заявили, что готовы переводить в Россию свои технологии для локализации производства на российской территории.
"Я не в первый раз на авиасалоне в Ле Бурже. Пожалуй, за последние годы впервые явно прозвучал мотив, что очень многие западные фирмы, брендовые фирмы — EADS, SNECMA, Finmeccanica, Safran и другие — готовы работать на принципах лицензирования лучших решений, перевода их для последующей локализации в Россию", — сказал Борисов.
Як-130 на высоте
Юбилейный авиакосмический салон в Ле Бурже также запомнится тем, что на нем было анонсировано создание легкого ударного самолета на базе учебно-боевого Як-130. Директор Инженерного центра имени Яковлева Константин Попович заявил, что сейчас этот вопрос обсуждается в ОКБ имени Яковлева
"Мы рассматриваем вопрос о создании на базе Як-130 легкого ударного самолета. Это наши давнишние планы. Это основная наша концепция — сделать самолет, способный решать задачи как подготовки пилотов, так и боевого применения", — отметил Попович.
Между тем ранее помощник министра обороны по авиации генерал-полковник Александр Зелин заявил, что Минобороны РФ отказалось от идеи создания легкого боевого варианта самолета Як-130. Однако инозаказчики, учитывая преимущества Як-130 перед зарубежными аналогами, просят у российских производителей обшить броней топливные баки этого самолета.
"Есть возможность увеличить тягу обоих двигателей на 300 килограммов <…> За счет этого можно или улучшить маневренные характеристики, или брать больше оружия и, соответственно, проводить модернизацию по боевым версиям — вешать броню и ставить дополнительные системы, защищающие летчиков и самолет при выполнении боевой задачи", — сказал собеседник агентства.
Кроме того, источник РИА Новости в российской делегации сообщил, что партия Як-130 в рамках контракта с Сирией уже произведена и готова к отправке "в случае принятия соответствующего политического решения".
По его словам, это пока только планеры, то есть самолеты без двигателей и авиационной начинки. "В случае принятия положительного решения, специалисты завода поставят на планеры двигатели и авионику, и самолет будет доставлен заказчику", — сказал собеседник агентства.
Больше фото смотрите в фотоленте "Самые значимые презентации отечественной авиатехники на Ле Бурже".