В прокат выходит фильм "Да здравствуют антиподы!" российского документалиста Виктора Косаковского. "Антиподы" — тоже документальное кино, что само по себе должно отсеять основную часть зрителей, активно посещающих кинотеатры. Тем не менее, есть несколько причин, по которым этот фильм стоит посмотреть — причем именно в прокате, то есть в кинозале.
Во-первых, премьера этого фильма состоялась на Венецианском фестивале. Российское кино в Венеции само по себе не такое уж частое явление, но "Антиподы" к тому же стали фильмом открытия — вместе с "Мартовскими идами" Джорджа Клуни. Именно так: документальный фильм российского режиссера открывал самый престижный кинофорум в мире. И с тех пор фильм побывал еще на без малого сотне кинофестивалей помельче.
Во-вторых, фильм "Да здравствуют антиподы!" стоит больше полутора млн евро. По меркам документального кино бюджет просто гигантский, хотя и не такой астрономический, как в картинах Жака Перрена, который на съемки своих "Океанов" потратил годовой бюджет небольшого промышленного предприятия. Все эти полтора миллиона евро можно хорошенько разглядеть только на киноэкране: монитор зажует подробности и превратит великолепное изображение в обычную репродукцию.
Поэтому, — и это в-третьих, — тем, кто не успел посмотреть "Антиподов" на одном из показов, с которыми последние пару лет гастролировал Косаковский в Москве, Петербурге, Воронеже и т.д. — есть смысл сделать это в только что открывшемся Центре документального кино.
Для фильма "Да здравствуют антиподы!" качественная проекция имеет большое значение в первую очередь из-за материала, из которого он смонтирован. Косаковский снимал восемь противоположных точек на земном шаре: в Аргентине и Китае, России и Чили, на Гавайях и в Ботсване, в Новой Зеландии и Испании. Каждое из этих мест фантастически красиво и, конечно, очень умело снято, что вместе может создать впечатление какого-то видового кино, сделанного по заказу канала National Geographic. Гавайская вулканическая лава, медлительная и живая, как древнее подземное чудище, трущобы Шанхая, байкальские сопки, полные драматизма похороны кита — все это можно растащить по эпизодам и показывать на ТВ в передачах про туризм. Но это только верхний, внешний уровень, обаяние которого оттягивает внимание от более важных вещей, скрытых в этом фильме.
Дело не в том, что Косаковский — режиссер ленинградской школы, автор с очевидными социальными ("Тише!"), психологическими ("Свято") и экзистенциальными ("Лосев") интересами. И не в том, что Косаковский, монтировавший однажды с Лени Рифеншталь, всерьез думает о месте своих фильмов в истории кино. И даже не в том, что по всему хронометражу "Антиподов" рассыпаны цитаты из кино и живописи.
Важнее другое. В этой картине, родившейся из истории двух влюбленных, которые одновременно оказались в двух разных экспедициях: он — на Северном, она — на Южном полюсах, чувствуется торжественный, почти симфонический пафос единства всего живого и неживого на планете.
У зрителей, этого не чувствующих, больше всего вопросов вызывает пара Новая Зеландия — Испания. Эпизод в Новой Зеландии, в котором аборигены хоронят выбросившегося на берег кита, прекрасен, но на противоположном конце земного шара ровным счетом ничего не происходит: там лежит большой серый валун, по которому ползет гусеница; все почти дословно как в популярном твиттер-аккаунте камня в лесу. Приглядевшись, можно угадать, что Косаковский имел в виду сходство каменной глыбы с тушей мертвого кита. Но еще важнее признание режиссера в том, что камера для него — это особый способ внимательно смотреть на вещи, видеть и показывать их счастливыми глазами тем, кто хочет быть счастливым. В таком случае действительно перестает быть важным, насколько хорошо рифмуется аргентинский рыбак и шанхайская продавщица рыбы, чилийское небо и байкальская водная гладь, складки застывшей лавы и слоновья кожа.
В фильме "Да здравствуют антиподы!", конечно, есть и все это — но есть и более глубокая мысль о том, что в жизни рифмуются не только внешние вещи, но и внешне непохожие или неуловимые — например, бабочка и кит. Или вода и неподвижность. Осознание таких соответствий работает гораздо сильнее отдельных случайных совпадений и, в конечном счете, производит мощный психотерапевтический эффект, действительно наполняет зрителя ощущением того, что все взаимосвязано.
И только один момент может оставить беспокойство после сеанса "Антиподов": в фильме у одного из персонажей, живущих буквально под действующим вулканом, пропадает собака, ее весь фильм ищут, но о результатах поисков ничего не сообщается.
Косаковский говорит, что, хотя в картину это и не вошло, собака, в конце концов, нашлась.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции