МОСКВА, 6 июн — РИА Новости, Мария Токмашева. Первый в России кинотеатр, в котором можно будет увидеть исключительно неигровые картины — Центр документального кино (ЦДК) торжественно откроется в Музее Москвы в четверг, а в пятницу начнет работу, сообщила РИА Новости директор ЦДК Софья Гудкова.
ЦДК займет часть пространства одного из зданий Музея Москвы, находящегося в уникальном архитектурном комплексе Провиантских складов. Архитектурное решение с учетом задач приспособления объекта культурного наследия для Центра документального кино разработало бюро Wowhaus, которое ранее занималось реконструкцей Парка Горького и созданием Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка". ЦДК станет площадкой для кинопоказов, тематических лекций, мастер-классов, конференций и кинофестивалей. В ежедневном репертуаре однозального кинотеатра будут представлены актуальные документальные фильмы, образовательные и научно-популярные картины.
Актуальное кино
"Мне бы очень хотелось, чтобы зрители, которые будут к нам приходить, оценили эту инициативу. Чтобы, во-первых, здесь они чувствовали себя, как дома, а во-вторых, им бы хотелось сюда возвращаться снова и снова. Задача Центра документального кино — подготовить контент и провести здесь и фестивали, и организовать коммерческий прокат документальных фильмов. Мы не ограничиваем себя никакими тематическими рамками. У нас на площадке можно будет посмотреть и фестивальные премьеры, и блокбастеры документальные, и просто тихое документальное кино — российское и зарубежное", — отметила Гудкова.
Документальное кино предлагает, в отличие от игрового, широкий спектр актуальных для современного общества в целом и отдельного человека в частности проблем. Именно поэтому в последнее время показы неигровых лент пользуются все большей популярностью. "Я не люблю слово "тренд", но, к сожалению или к счастью, документальное кино сегодня — это действительно такой тренд. А) Это знак качества, Б) У зрителей, у аудитории есть понятное представление о форме, о жанре. Действительно, документальное кино есть некая мода на документальные фильмы. Их показывают на различных площадках небольших, а иногда и в различных мультиплексах коммерческих. Другое дело, что либо площадка (ее уровень и качество) не соответствует фильму, либо же очень часто хорошее кино в современных кинотеатрах стоит в то время, когда не очень удобно. Наша задача — эту проблему решить", — подчеркнула директор ЦДК.
Большой зрительский потенциал нового кинозала можно оценить по популярности, которой пользовался проект "Открытый показ", созданный год назад ЦДК совместно с информационным агентством РИА Новости. В течение 2012-2013 годов на площадке Мультимедийного пресс-центра РИА Новости еженедельно демонстрировались документальные фильмы с дискуссией после показа. Участниками обсуждений стали авторитетные общественные, культурные деятели и эксперты, а также заинтересованные зрители. Так, в рамках проекта "Эхо фестивалей" в 2012-2103 годах ЦДК познакомил московских зрителей с документальными программами ведущих российских и зарубежных кинофестивалей, среди которых были представлены "Флаэртиана", "Артдокфест", "2morrow/Завтра". В марте 2013 года ЦДК впервые в России провел презентацию самого крупного фестиваля документального кино в мире IDFA (International Documentary Festival of Amsterdam). "В прошлом году мы запустили проект "Открытый показ" на площадке пресс-центра РИА Новости. Задача "Открытого показа" — это как раз создать аудиторию для разового просмотра фильма с дискуссией после него", — добавила директор ЦДК. Задача Центра документального кино как кинотеатра — сделать так, чтобы как можно больше зрителей посмотрели тот или иной фильм. Для того, чтобы сеанс актуального докфильма могли себе позволить многие, ЦДК установит вполне приемлемую цену на билеты — 200-300 рублей. "У нас также будут скидки для студентов, школьников, ветеранов, пенсионеров. Плюс специальная акция для студентов: если они пришли на показ и при отсутствии билетов готовы сидеть на ступеньках, мы будем пускать их бесплатно", — отметила Гудкова.
Благотворительность, музыка и мастер-классы
Первыми на новой площадке покажут фильмы фестиваля нового документального кино о музыке Beat Film Festival, среди которых показанная в прошлом году в Канне лента "Тропикалия" (Tropicalia) и полнометражный фильм "Дэвид Боуи — пять лет" (David Bowie — Five Years), ставший своеобразным продолжением выставки Боуи в лондонском Музее Виктории и Альберта, лента про кантри-певца Джонни Кэша "Мой отец и человек в черном" (My Father and the Man in Black) и картина "Превращение" (Turning) про Энтони Хагерти из группы Anthony & The Johnsons, фильм про легендарных The Rolling Stones "Чарли — мой лапочка" (The Rolling Stones — Charlie is My Darling) и режиссерский дебют экс-барабанщика Nirvana Дэйва Грола "Город звука" (Sound City). Помимо этого в рамках фестиваля пройдет ретроспектива фильмов британского панк-документалиста Джулиена Темпла (Julien Temple) — автора картин про Sex Pistols, Blur, Дэвида Боуи и других музыкантов, со многими из которых режиссер дружит. Одна из его недавних работ — картина "Лондон — современный Вавилон" (London — The Modern Babylon), российская премьера которой пройдет в рамках Beat Film Festival. Это своеобразный портрет города, фильм-коллаж, собранный из 6 тысяч часов хроники.
"Помимо кинопоказов у нас будут мастер-классы и лекции — этот формат для нас очень важен", — подчеркнула Гудкова. Так, уже в рамках Beat Film Festival в ЦДК пройдет специальная программа Talks, представляющая собой серию разговоров с международными гостями фестиваля, задача которых — выяснить, как выглядит современная документалистика и куда движется жанр в целом. Среди спикеров — молодая звезда нью-йоркской киносцены Мэтт Вулф, шведский режиссер, создатель фильма о самом знаменитом торрент-трекере мира "The Pirate Bay — Отойдя от монитора", режиссер бразильского фильма "Тропикалия" Марсело Мачадо, датский режиссер Андреас Йонсен и основатель главного на сегодняшний день независимого фестиваля Америки South by South West (SXSW) Луис Блэк.
В день борьбы с болезнью Шарко, 21 июня, в ЦДК покажут фильм "Я дышу" режиссеров Эммы Дейви и Мораг Маккиннон. Эта картина стала видеозавещанием молодого архитектора Нила Платта, у которого выявили болезнь Шарко, постепенно приводящую к полному параличу. Ежедневно он ведет блог, в котором рассказывает о своей болезни. Сотни тысяч пользователей поддерживают его в сети. Дневник становится обращением героя к годовалому сыну Оскару, которому предстоит однажды познакомиться с отцом с помощью этих записей. Все средства, вырученные от продажи билетов на сеансы этой картины, будут направлены в Благотворительный фонд помощи больным боковым амиотрофическим склерозом.
А уже 22 июня в Центре документального кино начнет работу внеконкурсная программа 35-го Московского международного кинофестиваля "Свободная мысль", в которой будут представлены самые актуальные картины неигрового кинематографа со всего мира.