Рейтинг@Mail.ru
Что общего у кита и камня - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Что общего у кита и камня

Читать ria.ru в
Дзен
Михаил Шиянов нашел несколько причин, по которым надо обязательно посмотреть документальный фильм Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!"

В прокат выходит фильм "Да здравствуют антиподы!" российского документалиста Виктора Косаковского. "Антиподы" — тоже документальное кино, что само по себе должно отсеять основную часть зрителей, активно посещающих кинотеатры. Тем не менее, есть несколько причин, по которым этот фильм стоит посмотреть — причем именно в прокате, то есть в кинозале. 

Во-первых, премьера этого фильма состоялась на Венецианском фестивале. Российское кино в Венеции само по себе не такое уж частое явление, но "Антиподы" к тому же стали фильмом открытия — вместе с "Мартовскими идами" Джорджа Клуни. Именно так: документальный фильм российского режиссера открывал самый престижный кинофорум в мире. И с тех пор фильм побывал еще на без малого сотне кинофестивалей помельче.

Во-вторых, фильм "Да здравствуют антиподы!" стоит больше полутора млн евро. По меркам документального кино бюджет просто гигантский, хотя и не такой астрономический, как в картинах Жака Перрена, который на съемки своих "Океанов" потратил годовой бюджет небольшого промышленного предприятия. Все эти полтора миллиона евро можно хорошенько разглядеть только на киноэкране: монитор зажует подробности и превратит великолепное изображение в обычную репродукцию.

© Фото : Film Press PlusКадр из фильма Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!" (Vivan las antipodas!)
Кадр из фильма Виктора Косаковского Да здравствуют антиподы! (Vivan las antipodas!)

Поэтому, — и это в-третьих, — тем, кто не успел посмотреть "Антиподов" на одном из показов, с которыми последние пару лет гастролировал Косаковский в Москве, Петербурге, Воронеже и т.д. — есть смысл сделать это в только что открывшемся Центре документального кино

Режиссер-документалист Виктор Косаковский
Виктор Косаковский: мой фильм кто-то делал за меня
Это совсем новая московская площадка, созданная специально под неигровое кино и уже поэтому претендующая на особый статус на культурной карте столицы. Регулярно и с комфортом смотреть документальные фильмы в городе было фактически негде, поэтому рано или поздно такое специальное место должно было появиться. Одно время та же команда проводила показы — часто с большим успехом — в пресс-центре РИА Новости, но собственный дом в одном из корпусов Провиантских складов у ЦДК появился только сейчас. Изнутри Центр вызывает легкое чувство дежа вю из-за того, что интерьер проектировали люди, построившие половину модных общественных мест Москвы — впрочем, для кинотеатра документального кино это, может быть, даже концептуально оправдано. В любом случае, ЦДК удобно расположен, хорошо оснащен и в нем обещают показывать хорошее кино — это главное.

© Фото : Film Press PlusКадр из фильма Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!" (Vivan las antipodas!)
Кадр из фильма Виктора Косаковского Да здравствуют антиподы! (Vivan las antipodas!)

Для фильма "Да здравствуют антиподы!" качественная проекция имеет большое значение в первую очередь из-за материала, из которого он смонтирован. Косаковский снимал восемь противоположных точек на земном шаре: в Аргентине и Китае, России и Чили, на Гавайях и в Ботсване, в Новой Зеландии и Испании. Каждое из этих мест фантастически красиво и, конечно, очень умело снято, что вместе может создать впечатление какого-то видового кино, сделанного по заказу канала National Geographic. Гавайская вулканическая лава, медлительная и живая, как древнее подземное чудище, трущобы Шанхая, байкальские сопки, полные драматизма похороны кита — все это можно растащить по эпизодам и показывать на ТВ в передачах про туризм. Но это только верхний, внешний уровень, обаяние которого оттягивает внимание от более важных вещей, скрытых в этом фильме.

© Фото : Film Press PlusКадр из фильма Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!" (Vivan las antipodas!)
Кадр из фильма Виктора Косаковского Да здравствуют антиподы! (Vivan las antipodas!)

Дело не в том, что Косаковский — режиссер ленинградской школы, автор с очевидными социальными ("Тише!"), психологическими ("Свято") и экзистенциальными ("Лосев") интересами. И не в том, что Косаковский, монтировавший однажды с Лени Рифеншталь, всерьез думает о месте своих фильмов в истории кино. И даже не в том, что по всему хронометражу "Антиподов" рассыпаны цитаты из кино и живописи.

Важнее другое. В этой картине, родившейся из истории двух влюбленных, которые одновременно оказались в двух разных экспедициях: он — на Северном, она — на Южном полюсах, чувствуется торжественный, почти симфонический пафос единства всего живого и неживого на планете.

У зрителей, этого не чувствующих, больше всего вопросов вызывает пара Новая Зеландия — Испания. Эпизод в Новой Зеландии, в котором аборигены хоронят выбросившегося на берег кита, прекрасен, но на противоположном конце земного шара ровным счетом ничего не происходит: там лежит большой серый валун, по которому ползет гусеница; все почти дословно как в популярном твиттер-аккаунте камня в лесу. Приглядевшись, можно угадать, что Косаковский имел в виду сходство каменной глыбы с тушей мертвого кита. Но еще важнее признание режиссера в том, что камера для него — это особый способ внимательно смотреть на вещи, видеть и показывать их счастливыми глазами тем, кто хочет быть счастливым. В таком случае действительно перестает быть важным, насколько хорошо рифмуется аргентинский рыбак и шанхайская продавщица рыбы, чилийское небо и байкальская водная гладь, складки застывшей лавы и слоновья кожа.

© Фото : Film Press PlusКадр из фильма Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!" (Vivan las antipodas!)
Кадр из фильма Виктора Косаковского Да здравствуют антиподы! (Vivan las antipodas!)

В фильме "Да здравствуют антиподы!", конечно, есть и все это — но есть и более глубокая мысль о том, что в жизни рифмуются не только внешние вещи, но и внешне непохожие или неуловимые — например, бабочка и кит. Или вода и неподвижность. Осознание таких соответствий работает гораздо сильнее отдельных случайных совпадений и, в конечном счете, производит мощный психотерапевтический эффект, действительно наполняет зрителя ощущением того, что все взаимосвязано.

И только один момент может оставить беспокойство после сеанса "Антиподов": в фильме у одного из персонажей, живущих буквально под действующим вулканом, пропадает собака, ее весь фильм ищут, но о результатах поисков ничего не сообщается.

Косаковский говорит, что, хотя в картину это и не вошло, собака, в конце концов, нашлась. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала