СОЧИ, 5 июн — РИА Новости. Известный писатель Андрей Геласимов вместе с режиссером Дмитрием Тюриным представили в среду в рамках основного конкурса "Кинотавра" картину "Жажда" по одноименному роману Геласимова.
Для Тюрина в большом кино этот фильм дебютный. Геласимов, обладатель премии "Национальный бестселлер", выступил в качестве автора сценария.
Борьба с шаблонностью
По словам Геласимова, в фильме ему хотелось, "прежде всего, отказаться от штампов социальной драмы". Писатель заявил, что в "Жажде" нет социальных клише, и сравнил ее с фильмом "Елена" Звягинцева не в пользу последнего.
"Меня довольно серьезно напрягает жанровость в кино. Когда социальная драма — у нас обязательно покажут в кадре какую-то неблагополучную семью".
"Вот если посмотрим последний фильм Звягинцева "Елена": у него социальная драма, неблагополучная семья. Вот эти люди, которые не работают, герой сидит тупо в приставке. И возникает ряд социальных штампов: если взрослый мужик сидит без работы и играет тупо на приставке, то <…> мы должны не полюбить этого человека, а в конце его сын плюет с балкона".
По словам писателя, после такого он перестает воспринимать и режиссуру, и сценарий "Елены", потому что видит ряд бесконечных трафаретных моментов. В "Жажде" он даже нарочно вставил сцену, в которой персонаж режется на игровой приставке — "чтобы дать понять, что это ничего не значит, если взрослый человек играет на PlayStation, — сказал Геласимов. — Жизнь на самом деле переплетена гораздо теснее. Социальные рамки в нашей жизни гораздо менее заштампованы, чем нам предлагает современное отечественное кино".
По его мнению, "не только от социального, но и от культурного ценза ничего не зависит в жизни — вообще ничего". Геласимов даже признался, что ему, например, очень сильно для "нормальной жизни" помешала полученная научная степень:
"Я написал в свое время диссертацию по английской литературе конца XIX века — об Оскаре Уайльде. И я почувствовал, что меня это сильно отягощает в понимании жизни. На диссертацию я потратил четыре года и потом еще лет пять, чтобы это забыть и вернуться к нормальному человеческому облику".
Молодые ветераны
Главный герой фильма "Жажда" — возвратившийся из Чечни молодой парень Костя, обладавший даром художника. Но война заставила Костю распрощаться с мечтой о живописи: во время очередного боя ему обожгло половину тела. Парень, которого в детстве бросил отец, еще больше замыкается в себе. Единственными его друзьями остаются боевые товарищи.
Подробнее о каждом из конкурсных фильмов в фотоленте проекта Weekend >>
"Я понял, что каждый из них живет совсем по-другому. Некоторые действительно считают, что там (на войне) другие ценности жизни: есть добро и зло. Они считают, что в наше время немного размыта идеология. И они пропадают. Даже успешные люди, которые прошли военные действия — они все равно живут со следом судьбы".
А режиссер рассказал, что он "служил в 1999 году в Амурской области, и наш полк готовили к отправке в Чечню. Полгода мы жили в боевой готовности. Как-то решили обойтись без нас. Я этих пацанов хорошо знаю — мы жили бок о бок". Тюрин добавил: "Я думаю, что это (фильм) — долг тем парням, которые ушли туда и не вернулись — а я остался в части".
24-й Открытый российский фестиваль "Кинотавр" проходит в Сочи со 2 по 9 июня.
Читайте о ходе проведения фестиваля в дневнике светского обозревателя проекта Weekend >>