МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Мария Ганиянц. Мировой арт-рынок демонстрирует сокращение объемов продаж, во всяком случае, это следует из ежегодного отчета одной из самых престижных и крупнейших ярмарок старого и современного искусства TEFAF (The European Fine Art Fair), проходящей в голландском Маастрихте с 15 по 24 марта.
Согласно отчету о состоянии мирового арт-рынка The TEFAF Art Market Report 2013, который готовит для ярмарки один из ведущих экспертов в этой области, глава компании Art Economics Клэр Макэндрю, объем торгов искусством и антиквариатом в 2012 году снизился на 7% и составил 43 миллиарда евро. В 2011 году объем сделок на рынке искусства эксперты TEFAF оценили в 46,4 миллиарда евро. Также, согласно отчету, рынок искусства Китая (который Макэндрю вывела по итогам 2011 года в лидеры арт-рынка, отправив США на второе место), по сравнению с 2011 годом, просел на 24% и составил 10,6 миллиарда евро в 2012 году.
Падение объемов арт-рынков авторы отчета связывают, прежде всего, с нестабильностью мировой экономики. А вот негативная тенденция на рынке искусства Китая, как считают независимые эксперты, вызвана не только с общей экономической ситуацией в стране, но и с прошлогодним ужесточением налогового законодательства, которое привело к снижению покупательской способности любителей искусства. Кроме того, китайцы никогда не лидировали в премиальных сегментах рынка, а брали за счет числа сделок в средней ценовой нише.
Впрочем, лидерство Китая, о котором свидетельствовали данные прошлогоднего отчета TEFAF, вызвал массу вопросов среди экспертов. Тогда не все игроки рынка поверили этому отчету, в частности потому, что результаты китайских аукционов (на которые приходится более 70% всех продаж искусства в стране), как правило, закрыты и нет никакой возможности их проверить. Кроме того, традиционно китайские коллекционеры не любят платить по счетам, и объявленная продажа не всегда означает реальную сделку, за которую выплачены деньги.
США вернули лидерство на арт-рынке
А вот показатели американского рынка искусства, который по итогам прошлого года вырос на 5% и достиг 14,2 миллиарда евро, свидетельствуют об устойчивой тенденции последних лет.
Как меняется рынок искусства >>
По мнению Анны Липской, руководителя исследовательской группы компании Skate's Art Market Research, рост американского рынка искусства напрямую связан с возросшим спросом и ценами на сегменты послевоенного и современного искусства, а также на модернизм.
"США традиционно продавали искусство модернизма, послевоенное и современное искусство. И именно в Нью-Йорке, ну еще и Лондоне, а никак не в Китае, совершаются основные сделки в премиальном сегменте", — пояснила Липская.
Согласно отчету TEFAF, на сегмент "искусство модернизма" в прошлом году пришлось 30% арт-рынка (хотя он немного просел с 3,8 миллиарда евро в 2011 году до 3,2 миллиарда евро в 2012 году). А на мирового лидера — сегмент послевоенного и современного искусства — аж 43% (4,5 миллиарда евро), и его рост, по сравнению с прошлым годом, составил 5%.
Все в онлайн
Вместе с тем, многие клиенты аукционов боятся рисковать и предпочитают не выставлять предметы искусства на открытые торги (не важно, онлайн или нет), чтобы в случае несостоявшейся сделки не испортить репутацию (продать позднее однажды не проданный лот гораздо сложнее). Поэтому среди ведущих аукционов в последние годы наблюдается рост частных продаж, итоги которых, как правило, не раскрываются. Они проходят тихо и без шумихи и позволяют продавцу сохранить инкогнито, а также получить средства в нужный момент, не дожидаясь тематического аукциона.
Ярмарки набирают обороты
Еще один момент, который нашел отражение в отчете TEFAF, — 5%-й рост числа продаж, сделанных на ярмарках, укрепивший их положение. Более 36% мировых продаж сделаны на арт-ярмарках.
"Количество ярмарок в мире увеличивается, и объем продаж должен расти. А так как галереи во всем мире теряют свои позиции и ослабляют продажи, то они стремятся быть максимально представлены на арт-ярмарках, так как ярмарки — один из хороших способов привлечения новых клиентов", — пояснила Липская.
По ее мнению, ярмарки в последнее время берут на себя значительную функцию развлечения, к тому же, во время ярмарки клиенты знакомятся друг с другом, с художниками и кураторами, и все это делает покупку искусства намного более интересной, чем поход в галерею.
Так, например, на знаменитую ярмарку Art Basel съезжаются практические все значимые западные коллекционеры искусства. Привлекает гостей Art Basel не только искусство, но и сама атмосфера швейцарского города, самые интересные события к ярмарке готовят и театры, и концертные залы, и, естественно, музеи и музейные институции, которых в Швейцарии великое множество.
Все эти тенденции свидетельствуют о том, что арт-рынок меняется и ищет новые возможности и формы для развития.