МОСКВА, 10 дек — Прайм. Потери РФ от государственных закупок по завышенным ценам в 2012 году оцениваются на уровне 275 миллиардов рублей, что на 4,1% меньше прошлогоднего значения, прозрачность закупок оценивается по-прежнему на среднем уровне, говорится в исследовании, проведенном Национальным рейтингом прозрачности закупок при поддержке ФАС, Минэкономразвития и Счетной палаты России.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
"В 2012 году потери государства от закупок по завышенным ценам оцениваются на уровне 275 миллиардов рублей, что на 4,1% меньше прошлогоднего значения (без учета инфляции)", — говорится в документе.
При этом, отмечается в исследовании, уровень завышения цен по государственному сектору в целом составил 6,3%, что на 0,7% меньше значения 2011 году.
Динамика уровня завышения цен в федеральном сегменте за последние 4 года показывает скорее положительные результаты — наблюдается медленное, но последовательное снижение с 10% в 2009 году до 8,5% в 2012, однако это по-прежнему больше, чем в регионах (4,2%) и муниципалитетах (5,5%).
Этот позитивный тренд, отмечают авторы исследования, связан с уровнем распространения электронных аукционов, сделавших конкуренцию исключительно по ценовому критерию в пределах спецификации предмета закупки.
"В этом году, когда электронные аукционы стали самой часто используемой процедурой, оценка потерь от завышенных закупочных цен впервые оказалась меньше прошлогоднего значения в абсолютном выражении, несмотря на увеличение объема размещенного заказа. Относительная разница оценивается в 6,7%", — говорится в документе.
Позитивные тенденции проявляются также по индикаторам конкуренции в торгах.
Скорее мутновато
Несмотря на положительные изменения, уровень прозрачности госзакупок остается средним, свидетельствуют результаты исследования.
"По итогам очередного исследования мы вынуждены констатировать, что в период за 2010-2012 годы уровень прозрачности закупочных процедур остался на среднем уровне оценки", — заявил председатель организационного комитета Национального рейтинга Антон Назаркин. Позитивные изменения в процедурах достигаются только за счет подвижек в жестких правилах, регламентированных законодательно. Поэтому, рассчитывает он, Федеральная контрактная система, законопроект о которой находится на рассмотрении в Госдуме, даст импульс очередному повышению прозрачности госзакупок.
Вместе с тем, Назаркин выразил опасение в связи с появлением в этом законопроекте пунктов о возвращении к бумажной форме размещения госзаказа от электронной и призвал отказаться от такого механизма. Кроме того, по словам Назаркина, необходимо расширить сферу действия этого документа и урегулировать с помощью закона не только госзакупки, а также и закупки естественных монополий и государственных компаний.
Рейтинг госзаказчиков
Среди государственных заказчиков федерального уровня наивысший рейтинг "гарантированная прозрачность" по итогам исследования присвоен Госнаркоконтролю, Государственной фельдъегерской службе, Роспотребнадзору. Среди ведомств с высокой прозрачностью оказался Минюст РФ, Роспечать, Минфин и Федеральное казначейство, ФСИН, Управление делами президента РФ, Росрезерв, Минобороны и другие.
Вместе с тем, федеральных министерств и агентств с низкой прозрачностью закупок оказалось гораздо больше, чем с высокой — этот уровень рейтинга получили 23 ведомства. Самый низкий рейтинг получила Служба внешней разведки РФ. Также, по данным исследования, непрозрачно проводят закупки в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока, в Минтруда, Минздраве, Минтрансе, Минприроды, Минкультуры и Минпромторге, Минрегионразвития и Минсельхозе, а также в целом ряде федеральных агентств, служб.
Среди госкомпаний наивысший рейтинг "гарантированная прозрачность" присвоен ОАО "Ростелеком", госкомпании "Российские автомобильные дороги, ГУП "Мосгортранс", ОАО "МГТС", а также ФГУП "НПО по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген".
Низкая прозрачность, по результатам исследования, в целом ряде государственных компаний, среди них, например, ОАО "Первый канал", ОАО "Роснано", ФГУП "Почта России", ОАО "Российские железные дороги", нефтяная компания "Роснефть", ФГУП "Гознак", международный аэропорт "Шереметьево", АК "АЛРОСА" и другие.
В рейтинге регионов самым прозрачным оказалась Москва, высокие оценки прозрачности закупок также получили республика Башкирия, Алтайский и Хабаровский края, Владимирская, Брянская, Самарская и Тюменская область. Среди аутсайдеров оказалась республика Бурятия, Забайкальский край, Кемеровская, Томская, Мурманская область и другие. Низшие оценки получили 30 регионов, в то время как высокая прозрачность обеспечена лишь в 18.