МОСКВА, 17 окт - РИА Новости. Госдума в среду приняла в первом чтении правительственный законопроект "Об образовании в РФ", которым устанавливается четкая система уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохраняется ЕГЭ и предусматривается система дистанционного обучения.
Документ поддержали 292 депутата, против высказались 77, один воздержался.
Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, он должен вступить в силу 1 января 2013 года.
Одновременно палата отклонила разработанный КПРФ законопроект о народном образовании.
За правительственный проект проголосовали ЕР и ЛДПР, за "коммунистический" закон - те же либерал-демократы, КПРФ и эсэры.
В подготовленном кабмином проекте учтены практические результаты введения в систему образования федеральных госстандартов, сохраняется практика ЕГЭ.
Среди новаций - новая система образовательных программ, которая делится на основные и дополнительные. По основным программам устанавливаются госстандарты, они распределяются на общеобразовательные и профессиональные.
Вводится норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.
Обучающиеся смогут выбирать различные учебные курсы в своем образовательном учреждении или вне его с использовании электронного обучения.
Каждое учебное заведение должно иметь сайт в интернете с размещением информации, доступной для потребителей образовательных услуг.
В соответствии с проектом, гражданам должны быть созданы возможности для различных форм организации образовательного процесса: в детском саду, в семье, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования.
Документ предлагает передать полномочия по обеспечению госгарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с муниципального на региональный уровень.
При поступлении в вуз сохраняются льготы для победителей олимпиад, чемпионов и призеров олимпийских игр по направлениям подготовки, для детей-инвалидов.
Уточняется, что квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата за счет бюджетных ассигнований устанавливается в размере не менее 10% от общего количества студентов.
По словам депутата-единоросса, экс-главы Рособразования Григория Балыхина, впервые в законодательстве нашли четкое оформление вопросы, касающиеся правового статуса педагогических работников и руководителей образовательных организаций, введены обязательства государства по созданию условий для полноценной профессиональной деятельности, впервые закреплены права и обязанности родителей - приоритет по воспитанию детей остается за семьей.
"Также впервые в законопроекте закреплено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений", - добавил он.
Народная школа
Разработанный КПРФ проект устанавливал не обязательный, а добровольный принцип сдачи ЕГЭ, предлагалось установить стандарт в 16 предметов (все основные дисциплины, которые изучают школьники в настоящее время).
Документ также запрещал конкурсный отбор и какие-либо испытания (тестирования) при приеме в детсады и школы.
Проект устанавливал общедоступность и бесплатность в государственных и муниципальных профессиональных учебных заведениях начального и среднего профобразования, повышал число бюджетных мест в вузах, вводил доступные образовательные кредиты.
Коммунисты предлагали увеличить расходы консолидированного бюджета России на образование с 3,5% ВВП до как минимум 7%.
Отдельный блок законопроекта был посвящен социальному положению педагогов.
В каждом классе, по мнению разработчиков, должно быть не более 20 учащихся, что позволит улучшить условия труда и одновременно повысить качество школьного образования.
Думское большинство уже высказалось в поддержку проекта правительства, пообещав ко второму чтению учесть интересные предложения коммунистов.
За и против
Единороссы поддержали правительственный законопроект.
По словам главы комитета по образованию Александра Дегтярева, государство давно нуждается в базовом законе, чтобы можно было целенаправленно вести политику в сфере образования, встраивая ее в концепцию инновационного развития экономики.
Он считает, что подготовленный КПРФ документ "консервирует ту систему образования, которая существует сегодня". Это очевидно из текста законопроекта, он во многом повторяет закон от 1992 года, добавил Дегтярев. В то е время законопроект Минобрнауки явно ориентирован в завтрашний день, считает он. "Я убежден в том, что никакой инновационной экономики нам не построить, если мы не построим инновационную систему образования", - сказал депутат.
Единоросс признал, что сама система образования - очень инерционный механизм, "но если не сделать сегодня тот задел, ориентированный на завтра, который заложен в этом законопроекте, то мы никогда не сделаем этот шаг вперед".
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил об опасности всеобщего образования. Он заранее предупреждал, что либерал-демократы проголосуют за оба законопроекта. При этом Жириновский оговаривался, что если все поколение будет образованным, люди будут свергать власть каждые десять лет.
"Каждому поколению не нравится действующая власть", - сказал Жириновский. Даже если эта власть не совершает ошибки, даже если честные выборы и все идет хорошо и открыто, новое поколение отвергает старшее, и это правильно, пояснил он.
По мнению Жириновского, "надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности".
Первый зампред комитета по образованию, коммунист Олег Смолин считает, что правительственный законопроект ликвидирует льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения для детей-сирот и военнослужащих.
Он также обратил внимание на то, что "целиком отойдет на усмотрение регионов вопрос о коммунальных льготах для сельского учителя". Кроме того, продолжил парламентарий, ликвидируются надбавки за ученые степени и звания и отменяются компенсации за научно-методическую литературу. "Ничего не говорится о выплатах за классное руководство", - добавил депутат.
Говоря о платности образования, Смолин рассказал о госпрограмме развития образования на 2013-2020 годы. "Если в 2013 году ожидается, что примерно каждый четвертый рубль должен прийти извне бюджета, то на 2020 год - порядка 30%, то есть более чем каждый третий рубль должен прийти от граждан. Является ли это расширением платности образования, судите сами", - подчеркнул он.
Лидер партии и фракции эсэров Сергей Миронов заявлял заранее, что справороссы не будут поддерживать внесенный правительством документ, так как он закрепляет негативные тенденции последних лет и ставит крест на будущем российской школы.
"Система образования, безусловно, нуждается в совершенствовании. Но старый метод "разрушим до основания, а затем" приводит нас к печальным результатам. Ведь чем всегда славилось российское (в том числе советское) образование? Прежде всего, упором на воспитательный компонент, а также стремлением дать как можно более широкие знания в разных областях", - сказал парламентарий.
По его словам, сегодняшняя ставка на утилитаризм разрушает всякие идеалы и главной целью школы не может быть подготовка учеников к сдаче ЕГЭ.
"Не может задачей педагога или администратора быть зарабатывание средств для учебного заведения. Не может молодой человек, если он хочет быть успешным в современном мире, обойтись без знаний основ физики, химии, биологии, то есть наук, которые новыми образовательными стандартами признаны "необязательными"", - сказал Миронов.