Обновлено в 16.45
Москва, 17 сен - РИА Новости, Леонид Пелёвин. Неполадки на бывшем российском, а теперь индийском авианосце "Викрамадитья", которые произошли во время ходовых испытаний прошлой неделе, почти на год сдвинули передачу крейсера ВМС Индии.
"Викрамадитья" (приблизительный перевод с хинди: "Сильный как Солнце", "Всемогущий", "Победоносец") является одной из самый крупных покупкой военной техники Индией у России. Первоначально передача корабля заказчику планировалась в 2008 году, но позже срок был перенесен на 4 декабря 2012 года. Планировалось, что Индия получит свой модернизированный корабль ко Дню военно-морского флота Индии.
Авианосец "Викрамадитья" (ранее тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков") - прошел масштабную реконструкцию на российском судостроительном предприятии "Севмаш". Корабль оборудован полетной палубой и трамплином для взлета истребителей МиГ-29К, оснащен современным оборудованием, внутри корпуса авианосца проложены новые кабельные трассы общей длиной более 2 тысяч километров. Корабль получил новые навигационную и радиолокационную системы, комплекс связи и управления авиацией.
Полевые испытания
Крейсер впервые вышел в Баренцево море из дока "Севмаша" 8 июня 2012 года. Ему предстояло пройти 124-дневные испытания, в которых одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки.
По словам источника издания "Ъ", близкого к "Рособоронэкспорту", после того как крейсер отчалил от "Севмаша", никаких видимых проблем не возникло, но после набора скорости в 30 узлов система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке.
Изначально было сообщено, что семь из восьми паровых котлов энергетической установки вышли из строя, но позже источник "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) уточнил, что речь идет о трех котлах.
По его словам, неполадки не позволяют котлам выйти на полную мощность, но авианосец идет своим ходом.
"Испытания для того и проводятся, чтобы выявить неполадки, они будут устранены в максимально короткие сроки", - заявил источник.
При этом источник в "Рособоронэкспорте" сообщил, что индийское министерство обороны уже осведомлено об инциденте и, по предварительной информации, срок сдачи корабля перенесен не ранее чем на октябрь 2013 года. Он также отметил, что степень готовности судна по остальным параметрам составляет более 95%.
Что произошло и кто виноват?
Официальные причины неполадок на "Викрамадитье" пока не названы, но по словам источника, участвовавшего в подготовке авианосца к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов - асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа. Поэтому разработчику котлов - Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) - пришлось искать аналогичный вариант: вместо асбеста паровые котлы были обложены огнеупорной кирпичной кладкой, которая не выдержала температуры и попросту рассыпалась. При этом он отметил, что о состоянии самих котлов можно будет судить только после того, как авианосец доберется до"Севмаша"; при этом опасения, что все их придется менять, "небезосновательны".
В свою очередь официальные ОСК, "Рособоронэкспорт" и "Севмаш" от комментариев отказываются.
"Проблемы "Горшкова": подорванные отношения
Очередная задержка с поставкой "Викрамадитьи" не идет на благо двустороннему оборонному сотрудничеству, считает известный индийский дипломат и эксперт по вопросам международной безопасности Мелкулангара Бхадракумар (Melkulangara Bhadrakumar).
По словам эксперта, "авианосец - не просто отдельно взятая боевая единица: ввод этого корабля в строй имеет ключевое значение для индийской программы модернизации вооруженных сил, которая определяется стратегической обстановкой", а в связи с очередной отсрочкой программа нуждается в пересмотре.
При этом он отметил, что отсрочки передачи авианосца, независимо от причин, создают проблему доверия между Россией и Индией.
"Они не идут на благо долгосрочному российско-индийскому оборонному сотрудничеству, особенно когда две страны приступают к ультрасовременным проектам, таким как самолет пятого поколения", - считает эксперт.
Бхадракумар также заявил, что Россия зря "успокаивает себя тем, что имеет привилегированный статус "особого поставщика" вооружений на индийский рынок".
"Я видел недавние заявления российской стороны, которые позволяют сделать вывод, что русские фактически уверены в том, что их привилегированное положение будет вечным. Но оборона - это вопрос национального выживания, и здесь нет места сантиментам", - сказал эксперт.
Он напомнил, что индийский оборонный рынок все шире открывается, и тендер на поставку новых истребителей для индийских ВВС (его выиграл французский истребитель "Рафаль", который оттеснил российских и американских конкурентов) продемонстрировал, что побеждают качественная продукция и надежные поставщики.
В то же время, другой индийский эксперт, бригадный генерал Рахуль Бхонсле (Rahul Bhonsle), специалист по вопросам безопасности из аналитического издания South Asia Security Trends, полагает, что Индия и Россия смогут преодолеть "проблему Горшкова".
"Отношения в оборонной области между нашими странами давние и прочные. При этом время от времени возникают технические проблемы, подобные "проблеме "Горшкова". Такие технические проблемы неизбежны, но, повторюсь, это технические проблемы, а не принципиальные", - сказал Бхонсле, отметив, что стороны должны сделать все, чтобы сглаживать подобные проблемы.
Российские игрушки для индийских военных
Индия стала крупнейшим импортером российского вооружения и военной техники в 2007 году, опередив Китай, и в ближайшей перспективе сохранит свои позиции. В 2012 году объем российских поставок продукции военного назначения в Индию оценивается в 7,34 миллиарда долларов.
Самым крупным вложением стала модернизация авианосца "Викрамадитья", которая составила 2,34 миллиарда долларов.
Кроме того, Россия передаст Индии два из трех фрегатов второй партии проекта 1135.6 стоимостью около миллиарда долларов, причем один фрегат уже передан ВМС Индии. Третьим крупным трансфертом стала передача в аренду индийскому флоту в январе атомной подводной лодки проекта 971 "Нерпа". Стоимость этого контракта, по последним данным, составила 920 миллионов долларов.
Также в 2012 году Индии планируется передать около 40 вертолетов Ми-17В-5, 21 истребитель Су-30МКИ (лицензионная сборка по контракту 2000 года), 12 истребителей Су-30МКИ (по контракту 2007 года), девять палубных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Будут также продолжены программы по модернизации истребителей МиГ-29, самолетов Ту-142, вертолетов Ми-17, ремонту подлодок проекта 877ЭКМ, поставке вертолетов Ка-31, двигателей АЛ-55, тренажеров для вертолетов Ми-17, пусковых установок крылатых ракет ПУ ПКР "Клаб-С", лицензионному производству танков Т-90С и других.