С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 авг - РИА Новости, Анна Юдина. Проходимость во льдах нового атомного ледокола ЛК-60Я, который построят на Балтийском заводе в Петербурге, будет на треть выше, чем атомоходов предыдущего поколения, рассказал РИА Новости заместитель гендиректора ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" по эксплуатации флота Андрей Смирнов.
Открытый конкурс на строительство головного универсального атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 мегаватт был объявлен 29 июня. Согласно проектной документации, ледокол должен быть готов к концу 2017 года. ООО "Балтийский завод - судостроение" 3 августа был признан исполнителем контракта как единственная компания, подавшая заявку на участие в конкурсе. Сумма контракта - 36,96 миллиарда рублей.
"Атомоходы серии "Арктика" преодолевают ровным ходом, без ударов, лед более двух метров толщиной, а ЛК-60Я сможет проходить трехметровые льды. Действующие ледоколы имеют мощность 53 мегаватта, а новый атомоход будет иметь 60 мегаватт. Кроме того, у него изменена форма корпуса, введены кое-какие технические новшества, поэтому его проходимость во льдах улучшается на 25-30%", - рассказал Смирнов.
Новый ледокол отличается от предыдущего поколения судов специальной балластной системой, которая позволит ему за определенное время менять осадку с максимальной на минимальную и обратно, пояснил Смирнов. Набирая воду в балластные емкости, атомоход будет "усаживаться" и увеличивать свою проходимость в тяжелых ледовых условиях. При подходе к устьям сибирских рек, где осадка судов должна быть не более 8,5 метров, судно будет сбрасывать балласт и всплывать.
Кроме того, в ЛК-60Я будет установлена абсолютно новая реакторная установка "Ритм-200" вместо ОК-900, которая стоит на всех атомных ледоколах предыдущего поколения. Новая установка будет более безопасной, экономичной (перегрузка активной зоны понадобится раз в семь лет) и практически в два раза меньше по размерам, чем ОК-900.
Как напомнил Смирнов, запланировано строительство трех таких атомоходов.
"В Атомфлоте сейчас создается группа (по надзору за строительством судна - ред.), возглавит ее, скорее всего, заместитель генерального директора по базированию Константин Князевский", - сказал Смирнов.
ЛК-60Я станет самым большим атомным ледоколом в мире, перехватив "пальму первенства" у атомохода "50 лет Победы", подчеркнул эксперт. Длина нового атомохода составит 173,3 метра, ширина - 34 метра, осадка - 10,5 метров, минимальная рабочая осадка - 8,55 метра. "Победа" создана по модернизированному проекту серии атомных ледоколов типа "Арктика", ее длина - 160 метров, ширина 30 метров, постоянная осадка - 11 метров.
Где будет работать ЛК-60
"Где-то к 2020-2022 годам все то поколение атомоходов, что у нас есть, исключая, может быть, "50 лет Победы", отработают уже свой срок службы. Мы надеемся, что уже к этому времени будут построены первые ледоколы нового поколения. Они будут предназначены, в основном, для выполнения нужд Ямала (порт Сабетта) и для выполнения госзадач - научных экспедиций, обеспечения аварийной безопасности на трассе Севморпути", - рассказал Смирнов.
Он отметил, что в арктическом бассейне постоянно происходит дрейф льдов от Берингова пролива в сторону Гренландии, и льды толще трех метров практически не нарастают - за исключением прибрежных припайных льдов Канадского архипелага.
Экзотический круиз: до Северного полюса на атомоходе. Фотолента >>
"Вдоль побережья России, на трассах Севморпути, лед практически постоянно обновляется. У нас трасса более привлекательна, и основная работа наших атомоходов - это проводки судов", - добавил Смирнов.
За всю историю атомного ледокольного судостроения, в России были созданы и эксплуатировались десять судов с ядерной энергетической установкой. Первенцем атомного ледокольного флота стал "Ленин", вошедший в строй в 1959 году.
В состав современного атомного флота России, переданного в ведение госкорпорации "Росатом" в 2008 году, входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", пять плавучих технических баз обслуживания. Атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" выведен из эксплуатации в этом году.