С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 апр - РИА Новости, Анна Юдина. Атомный ледокол "Россия" ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" за 27 суток работы в Финском заливе провел за собой 123 большегрузных танкера от порта Приморск к острову Гогланд и обратно, сообщил РИА Новости во вторник капитан атомохода Александр Спирин.
Работа атомного ледокола в 2012 году на Балтике, согласно договору между Росатомфлотом и Росморпортом, рассчитана на 100 дней. Такое решение было принято после аномально тяжелой ледовой обстановки в Финском заливе в прошлом году, когда количество застрявших во льдах судов превышало 150. Тогда, впервые в истории российского атомного ледокольного флота, на Балтику отправился мелкоосадочный ледокол "Вайгач", вызволивший из ледового плена за время работы в заливе более 250 судов.
Самый большой в мире атомоход "50 лет победы" прибыл на Балтику 3 февраля 2012 года и сразу же приступил к работе, проведя за месяц более 130 судов. "Россия" сменила его 7 марта.
"Движение на Балтике очень интенсивное, работа идет бурными темпами. Ледовая обстановка совершенно иная, чем в Арктике. Лед для атомохода легкий, однако, большим танкерам в нем по-прежнему требуется помощь. Пока восточный ветер создает легкое сжатие, что будет дальше - посмотрим", - рассказал Спирин.
По его словам, в отличие от арктических трасс в Финском заливе практически везде есть мобильная связь, погодные условия мягче, и транспортное плечо гораздо короче. Собеседник агентства отметил, что никаких разногласий в работе атомного ледокола и штаба ледокольных операций Большого порта Санкт-Петербург нет.
"Наша задача изначально заключалась в том, чтобы взять на себя приморское направление, разгрузив таким образом дизель-электрические ледоколы ФГУП "Росморпорт". Мы автономны по топливу, запасам провизии и воды, заходить в порт атомоходу не требуется", - напомнил капитан "России".
Дата ухода "России" из Финского залива станет ясна в ближайшие дни, возможно, в конце текущей недели, добавил Спирин. По информации "Атомфлота", до середины апреля корабль покинет воды Финского залива.
В то же время "50 лет победы" продолжает трудиться на Белом море, выполняя плановые проводки судов. После того, как ледокол "Ямал" 15 апреля выйдет из дока, "Победа" вернется в Мурманск и будет готовиться к сезону летних туристических поездок на Северный полюс. Всего в этом году запланировано четыре таких рейса.
В Финском заливе в свое время побывали все атомные ледоколы, работавшие в СССР, а затем и в России. Созданные на Балтийском заводе, свои первые ходовые испытания они проходили в водах Балтики, а уже потом отправлялись в Мурманск через Датские проливы и далее вдоль побережья Норвегии. Даже мелкоосадочные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач", сделанные по заказу СССР в Финляндии, были отбуксированы на Балтийский завод для монтажа ядерной энергетической установки и последующих ходовых испытаний в Финском заливе.
Атомоход "Россия" был заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. На сегодня является самым старшим из атомных ледоколов, бесперебойно работая уже много лет.
Флагман отечественного ледокольного флота, "50 лет победы" первоначально назывался "Урал" и строился на Балтийском заводе. Он был заложен 4 октября 1989 года и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия финансирования. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг на ледоколе был поднят 23 марта 2007 года, а 11 апреля атомоход пришел в постоянный порт приписки Мурманск.
Атомоход "50 лет победы" создан по модернизированному проекту второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Расчетная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол на постоянном ходу, составляет 2,8 метра. Его длина - 160 метров, ширина - 30 метров, осадка - 11 метров. Силовая энергетическая установка состоит из двух реакторов.
В состав современного атомного флота России, переданного в ведение госкорпорации "Росатом" в 2008 году, входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.