Рейтинг@Mail.ru
Атомный ледокольный флот РФ. Справка - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атомный ледокольный флот РФ. Справка

Читать ria.ru в
Дзен
25 мая 2010 года в Москве открывается международная конференция "Северный морской путь: стратегия возрождения". Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, необходимость которого обусловлена тем, что все северные границы государства – морские и проходят по водам Северного Ледовитого океана.

25 мая 2010 года в Москве открывается международная конференция "Северный морской путь: стратегия возрождения".

Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, необходимость которого обусловлена тем, что все северные границы государства – морские и проходят по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцова моря.

Грузо- и пассажироперевозки в этих морях осуществляются по Северному морскому пути, который начинается у Карских Ворот и заканчивается в Беринговом проливе. Для Чукотки, морского побережья Якутии и многих других районов страны это единственная возможность доставки крупных грузов.

До 1960-х гг. навигация в Северном Ледовитом океане была непродолжительной – 3-3,5 месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью. Поэтому было решено начать строительство ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять круглогодичную ледовую проводку в Арктике.

Одно из главных преимуществ атомного ледокола – отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена.

Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 г., а его закладка состоялась 24 августа 1956 г. на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). 5 декабря 1959 г. атомный ледокол "Ленин" был принят в эксплуатацию. В его создании принимали участие 510 предприятий и организаций страны.

С 1971 по 1992 год на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде были построены атомные ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал". С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе "Залив" имени Б.Е. Бутомы был создан лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть".

Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" строились по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" в Финляндии с 1985 по 1989 год. При этом использовались советское оборудование (силовая установка) и сталь. "Таймыр" был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 г., а "Вайгач" – 25 июля 1990 г. Они были построены специально для мелких вод и могут использоваться в устье рек.

В 2007 г., после 15‑летнего перерыва на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был достроен ледокол "50 лет Победы" мощностью 75 тыс. л.с. Он был введен в эксплуатацию в марте 2007 г.

Атомоходы стали основной ударной силой, обеспечивающей круглогодичную навигацию в Арктике. К концу 1980-х гг. по трассе Северного морского пути ежегодно перевозилось до 20 млн тонн грузов. Из них 6 млн. тонн вывозили с Севера на Большую землю (четвертую часть составляла продукция Норильского комбината), 5,5 млн т топлива, оборудования, продовольствия и стройматериалов завозилось на промыслы и в северные поселки, еще 6,5 млн т шло транзитом через русскую Арктику из Европы на Дальний Восток. Благодаря атомным ледоколам путь в 6 тыс. км караваны судов преодолевали всего за 10 суток, а зимой за 16.

Атомные ледоколы часто используются в научных целях. Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 г. атомным ледоколом "Арктика" была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола "Поларштерн" ("Polarstern").

В 2004 г. атомоход "Советский Союз" совместно со шведским дизельным ледоколом Oden обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна Vidar Viking.

В 2007 г. ледокол "Россия" обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на глубоководном обитаемом аппарате "Мир" с научно-экспедиционного судна "Академик Федоров" на северном полюсе. В том же 2007 г. атомный ледокол «"50 лет Победы" осуществлял ледовую проводку шведского ледокола Oden в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций "Северный Полюс".

С 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном – к Северному полюсу.

С самого создания атомного флота, а днем его создания считается день подъема Государственного флага на первом атомном ледоколе "Ленин" – 3 декабря 1959 г., он принадлежит государству. В СССР все морские пароходства были государственными. Для обеспечения завоза необходимых грузов на развивающийся Север было создано Мурманское морское пароходство, имевшее специализированные суда ледового класса и ледоколы.

Атомные были тоже приписаны к нему. В Мурманске была создана специальная база для атомных ледоколов, где они ремонтировались, перегружали ядерное топливо.

После распада СССР, в 1993 г. Мурманское морское пароходство (ММП), как и многие другие предприятия, было акционировано, и хотя ледоколы остались в распоряжении государства и приватизации не подлежали, управление флотом по традиции осуществляло только ММП. С 27 августа 1998 г. была реализована форма доверительного управления, когда раз в пять лет компания заключала договор с правительством.

В 2008 г. правительство РФ приняло решение не продлевать лицензию, а передать и флот, и техническое обслуживание в собственность "Росатома" как вклад государства в госкорпорацию. В августе 2008 г. атомный ледокольный флот был передан на баланс Госкорпорации "Росатом". Управляет работой ледоколов ФГУП "Атомфлот", базирующееся в Мурманске.

На начало 2010 г. атомный ледокольный флот России имел в своем составе четыре ледокола мощностью по 75 тысяч л.с. ("Россия", "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы"), силовые установки которых имеют по два реактора; два ледокола мощностью по 40 тысяч л.с. ("Таймыр", "Вайгач"), силовые установки которых имеют по одному реактору; лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" мощностью 40 тысяч л.с., с одним реактором. Кроме того, эксплуатируются две плавтехбазы ("Имандра" и "Лота"), спецтанкер для жидких радиоактивных отходов "Серебрянка" и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и дозиметрического контроля "Роста-1".

Выведены из эксплуатации: первый советский атомный ледокол "Ленин", а также ледоколы "Сибирь" и "Арктика", плавбазы "Лепсе" и "Володарский".

В 2010 г. российский атомный флот пополнится современным контейнеровозом водоизмещением 4 тыс. тонн, предназначенным для перевозки отработавшего ядерного  топлива и радиоактивных отходов. Судно будет построено итальянской компанией Fincantieri в рамках соглашения между Госкорпорацией "Росатом" и Министерством экономического развития Италии.

Основным местом работы атомного флота остаются моря Арктики и пролегающая через них национальная транспортная магистраль – Северный морской путь. Его задача – обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу. Российские ледоколы осуществляют проводку транспортных судов (в том числе – иностранных) по Северному морскому пути, длина которого, от Мурманска до Владивостока, 8 тысяч морских миль.

Атомные ледоколы обеспечивают научно-экспедиционные рейсы, связанные с исследованиями высоких полярных широт, а также выполняют другие задачи, касающиеся жизнедеятельности в самом суровом по климатическим параметрам регионе планеты.

В Западную и Восточную Сибирь атомные ледоколы доставляются предметы, необходимые для жизни и работы людей; обратно идет продукция горнорудной промышленности, лесоматериалы, нефть и пр. Сейчас грузоперевозки на этом маршруте составляют до 2 млн т. Однако к 2020 г. планируется, что они возрастут до 50 млн т, поскольку активизируется освоение углеводородных месторождений на Ямале и в Тимано-Печерском бассейне.

Но, по мнению главы "Росатома" Сергея Кириенко, уже в 2014 г. существующие атомные суда начнут становиться на прикол, поэтому уже сейчас следует начать строительство атомоходов‑ледоколов нового класса. После 2015-2016 гг. начнется массовое списание ледоколов из российского флота. В результате останется только один современный ледокол "50 лет Победы".

Федеральной целевой программой по развитию транспортного судостроения предусмотрены средства в размере 17 млрд рублей на строительство головного судна. В серии может быть до пять таких ледоколов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала