Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Детектив вокруг "Конкордии", или Электронный "Титаник" XXI века

Читать ria.ru в
В год столетия катастрофы "Титаника" мировое высокотехнологическое судоходство получило новую пощечину. В Тирренском море наскочил на камни и выбросился на отмель лайнер "Коста Конкордия". Обстоятельства аварии настолько противоречивы, что построить картину произошедшего удается лишь с большим трудом и не до конца.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

В год столетия катастрофы "Титаника" мировое высокотехнологическое судоходство получило новую пощечину. В Тирренском море наскочил на камни и выбросился на отмель лайнер "Коста Конкордия". Обстоятельства аварии настолько противоречивы, что построить картину произошедшего удается лишь с большим трудом и не до конца.

Официоз не вдохновляет

Информация, которую удается выжать из официальных и полуофициальных сообщений, а также сетевых расследований разной степени достоверности, пока мало что проясняет. Причем чем больше появляется подробностей, тем абсурднее становится история и роли действующих в ней лиц.

Первоначально "Конкордия", покинув стартовую точку своего маршрута (порт Чивитавеккья на тосканском побережье Италии), четко следовала в проливе на северо-запад в направлении на Савону, не вызывая своими маневрами подозрений. Однако потом корабль изменил курс, склонившись к западу, и фактически двинулся прямо на остров Джильо.

В самый последний момент, уже в виду берега, лайнер отвернул к северу, после чего, насколько можно судить по имеющимся прокладкам курсов, проскочил в тесной узости между скалистыми островками у мыса Ле-Сколе, врезался по касательной в скалу и получил 50-метровую пробоину на левом борту. После этого "Конкордия" продвинулась менее чем на милю севернее, развернулась и, в виду критических повреждений, довольно грамотно выбросилась на отмель к северу от порта Джильо.

Спасательная операция и борьба за живучесть, по свидетельствам очевидцев, не могут считаться образцовыми, однако даже в этих условиях грамотными усилиями экипажа удалось избежать массовой гибели людей. Судовладельцы обвинили в случившемся капитана корабля Франческо Скеттино (надо сказать, логика в подобном обвинении просматривается). Сам же "кэп" заявил, что все делал правильно, а лайнер налетел на скалы, "не обозначенные на картах".

Последнее заявление вызвало шквал веселья пополам с бурей негодования. Дело даже не в том, что судоходство в этих водах (одном из самых старых пиратских гнезд Средиземноморья) ведется с античных времен и они известны как свои пять пальцев.

В наше время достигнута такая степень автоматизации судовождения, непрерывного обеспечения безопасности судоходства (с использованием радаров, эхолотов и прочей техники) и использования постоянно обновляющихся электронных морских карт, что подобная ссылка на неверные карты вызывает сначала иронию, а потом - подозрения.

Как верблюд игольное ушко превзошел

Судя по абсурдной беспомощности комментариев капитана, обстановкой на мостике лайнера в момент инцидента он не владел вообще (а владеть обстановкой можно даже не находясь там, просто в силу заинструктированности вышколенного личного состава, которому можно доверять). Либо, наоборот, владел очень хорошо и сейчас вынужден помалкивать, надеясь утаить некоторые отягчающие обстоятельства. Но пока оставим в покое капитана, ему и так несладко. В складывающейся картинке есть и куда более безумные детали.

Ширина прохода между островками у мыса Ле-Сколе не превышает 60-70 метров. "Конкордия" же, говоря прямо, не отличается изящностью форм, и при длине 291 метр имеет 38 метров ширины. При этом глубины в проходе варьировались от 3 до 10 метров, что для 8,2-метровой осадки "Конкордии", заполняющей собой проход чуть менее чем полностью, несколько маловато.

То есть по текущей версии событий, лайнер должен был на скорости не менее 10-12 узлов (об этом могут свидетельствовать выдвинутые скуловые рули, хорошо заметные на некоторых фотоснимках покореженного днища, - их используют на ходу) влететь в это игольное ушко и пройти его насквозь, зацепив скальный выступ. Версию о высокой скорости столкновения может подтверждать и хорошо видный на фотографиях камень, выломанный при ударе и оставшийся торчать в пробоине.

Авария круизного лайнера у побережья Италии. Смотреть на сайте ИноСМИ >>

Далее корабль со свистом вылетел в то, что можно было назвать "рейд порта Джильо". Можно было бы, если бы этот рейд не был по своей протяженности сопоставим с геометрическими размерами самой трехсотметровой "Конкордии". И, наконец, пройдя суммарно после столкновения каких-то четыре собственных длины корпуса, лайнер выбросился на берег, умудрившись перед этим развернуться на 180 градусов - носом на юг. Выполнить этот маневр элегантнее не смогла бы и Матильда Кшесинская.

Оценивать правдоподобность этой версии до расшифровки информации с автоматических регистраторов данных о рейсе преждевременно. Проще говоря, очень трудно - из-за очевидной клиничности, как и в случае со жгучей версией капитана судна, сославшегося на внезапно возникшие посреди исхоженного моря подводные скалы.

Скорее всего, конечно, между скалами никто не проскакивал. До обнародования интерпретации данных с регистраторов мы не можем этого утверждать, а сам факт проскока, обсуждаемый ныне в сети, - результат прямолинейной интерполяции двух известных точек нахождения судна (а маневрировать там было очень трудно).

Не исключено, что "Конкордии" все-таки удалось в последний момент увернуться от скал Ле-Сколе, получив свое по касательной - чем и объясняется чудовищно распоротый левый борт. А потом, вильнув в сторону моря, заложить циркуляцию, которая и вывела смертельно раненный корабль как можно ближе к порту Джильо. Из-за габаритов и скорости маневрирования такая циркуляция как раз и привела бы к тому, что лайнер развернулся на 180 градусов, заходя как можно ближе к порту уже с севера.

Но все это не дает ответа на другой простой вопрос: с какой стати "Конкордию" вообще понесло к острову Джильо? Капитан Скеттино утверждает, что изменил курс уже после столкновения, однако не поясняет, о каком изменении идет речь: об отвороте к северу у самых скал Ле-Сколе - или об исходном изменении штатного курса, которое и вывело корабль к берегу? И если он не видел "подводной скалы" - от чего же тогда уворачивался лайнер?

Детектив сетевого века

Загадка не дает покоя всем, наблюдающим за аварией со стороны. В интернете активно обсуждаются версии разной степени конспирологичности. Так или иначе, все они сводятся к двум возможным объяснениям.

Наиболее дремучим следует признать свежую в своей оригинальности мысль о том, что судно намеренно стукнули о скалы, чтобы получить страховку. А она немаленькая, минимум полмиллиарда евро, а в сумме, учитывая страхование ответственности перед пассажирами, может дойти и до трех миллиардов.

Сюжет известнейший и удостоившийся в свое время даже пера Киплинга ("Топил и сажал их на мели, как было сказано мне"). Однако в наш электронный век тотального контроля за всем, что может представлять хоть малейший интерес для общественности или государственной власти, сама мысль о возможности провернуть подобную аферу таким топорным способом, скажем так, несколько самонадеянна.

Есть и другие версии. Мореманы со стажем смотрят на карты и пытаются понять, как бы они вели корабль в этом районе, изобилующем сложными перепадами глубин. И раз за разом, глядя на маневры "Конкордии", делают заключение о профнепригодности тех, кто прокладывал и утверждал этот курс. Более того: некоторые маневры (в частности, собственно отклонение в сторону порта Джильо) объяснить в контексте известного маршрута следования вообще невозможно.

Отсюда и вторая конспирологическая версия: вместо реального курса общественности пока предъявили фальшивку, картина маневрирования была иной, за исключением базовых моментов аварии (самого факта столкновения и последующего выбрасывания на отмель у порта Джильо).

Непонятно, правда, почему текущая версия выглядит так беспомощно, и что будет, когда окончательно расшифруют автоматические регистраторы данных о рейсе - на дворе, опять же, не XX век, и вырвать страницу судового журнала, переписав содержимое, уже не получится.

Итальянская La Stampa привела еще более феерическую версию: капитан судна по сговору с властями Джильо намеревался протащить лайнер в непосредственной близости от берега. Якобы этот "спектакль для туристов" благотворно сказался бы на имидже городка. В подтверждение приводится ссылка на переписку от августа минувшего года, где предыдущее близкое прохождение корабля было воспринято мэром с энтузиазмом, и в которой выражается надежда на то, что такие "представления" станут доброй традицией.

Корабль и его пассажиры были брошены на произвол судьбы. Читать на сайте ИноСМИ >>

Страх абсурдности

Вывод один: люди отчаянно пытаются придать истории с "Конкордией" хотя бы след рациональности. Наверное, от этого не так страшно ходить по морям на судах, подниматься в воздух на самолетах и спускаться каждый день в метро. Там такие же люди стоят у штурвалов, а значит, при случае повести себя могут так же. Лучше, чтобы у их поведения просматривалась хоть какая-то, пусть ущербная, но логика, а то как-то совсем неуютно становится жить.

Фантастическая картинка обстоятельств с большой степенью вероятности может свидетельствовать об одном: перед нами - очередная сюжетная катастрофа. В таких историях события разворачиваются абсолютно непредсказуемо, свивая случайности и совпадения самым маловероятным образом и приводя к совершенно неожиданным результатам.

Не исключено, что обнародование информации, полученной в ходе официального расследования, еще несколько раз с ног на голову поставит все те конструкции, которые сейчас городят пресса и интернет-сообщество.

Но сам факт останется неизменным: во втором десятилетии XXI века в виду берега Италии, на ровном месте потерян огромный, проектировавшийся как непотопляемый корабль, напичканный современной электроникой. 14 апреля 1912 года в Северной Атлантике все начиналось точно так же, а закончилось куда более трагично.

Пассажиры "Титаника" - высший свет и элита, спасшиеся и утонувшие >>

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
СМИ сообщило об организации "народного сопротивления" на УкраинеКНДР произвела запуск неопознанного снаряда"Очень опасно": Пушков озвучил позицию России по вопросу судьбы ДНР и ЛНРМинобороны запустило новый раздел к годовщине снятия блокады ЛенинградаВ США заявили о готовности ввести масштабные санкции против РоссииВ ЕС оценили ответ США на предложения РоссииСоветники "нормандского" формата подтвердили роль минских соглашенийЭкономист рассказал, что делать, если не хватает стажа для пенсииГлава Крыма поддержал инициативу о поставках вооружения ЛНР и ДНРГлава минобороны Канады в ближайшие дни посетит Украину"Бьются как рыба об лед": Козак оценил действия ЛНР и ДНРВ ДНР оценили эвакуацию западных дипломатов из КиеваВ Дании оценили возможность диалога НАТО с Россией по безопасностиПушилин прокомментировал возможность диверсий Украины и НАТО в КрымуГрызлов заявил, что Украина вновь игнорирует предложения ЛНР и ДНРУкраина может устроить постановочную химатаку в Донбассе, заявили в ДНРЭрдоган рассказал о переговорах с США по F-35Грызлов заявил, что Украина нарушает условия отвода вооружения в ДонбассеИнфекционист дал совет непривитым пожилым гражданамДепутат раскритиковал "беспредметные требования" Запада к России