Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
ЦИК только начинает регистрировать списки кандидатов и принимать подписи от так называемых малых партий, но уже сейчас ясно: в предстоящей думской кампании в дефиците будут яркие партийные лидеры, а может быть – и сами партии.
В пятницу Центральная избирательная комиссия зарегистрировала список кандидатов в Госдуму от КПРФ. Уже в начале следующей недели ЦИК намерен рассмотреть списки кандидатов от трех других представленных в парламенте партий – "Единой России", "Справедливой России" и ЛДПР.
Потом будут рассмотрены и предвыборные списки трех аутсайдеров прошлых выборов – сохранивших регистрацию партий, которым на прошлых выборах не удалось набрать 7-процентный минимум для прохода в Госдуму. Сейчас для этих партий наступили самые горячие дни: до 19 октября "Яблоко", "Правое дело" и "Патриоты России" должны представить подписи граждан в свою поддержку. Напомню, что каждая партия должна представить не менее 150 тысяч подписей. Только после этой процедуры малые партии могут быть внесены в бюллетени на парламентских выборах 4 декабря.
Первой начала подписной марафон партия "Правое дело": в пятницу ее представители принесли запакованные папки с автографами к парадному подъезду Центризбиркома. С понедельника по среду, с 17 по 19 октября, в Центризбиркоме ожидают представителей "Яблока" и "Патриотов России".
По словам Дубровиной, в ЦИК обязаны проверить не менее 20% сдаваемых подписей – для этой работы привлекаются специалисты из Федеральной миграционной службы и других ведомств, способных проверить соответствие паспортных данных подписавшихся лиц.
Если доля выбракованных подписей превысит 5%, партия к выборам не допускается.
"Определенный процент брака всегда есть – люди часто ошибаются, скажем, называя номер своего паспорта, – объясняет Елена Дубровина. – Мы в ЦИКе в таких случаях стараемся идти навстречу представителям малых партий – например, если они приносят больше 150 тысяч подписей, то пятипроцентный брак, закрывающий партии дорогу на выборы, берется от количества реально принесенных подписей – от 200 тысяч, 250 тысяч и т.д. В целом требование не попавшим в парламент партиям сдавать подписи кажется мне устаревшим. Если партия зарегистрирована, это само по себе должно быть пропуском на выборы".
"Раньше, на рубеже девяностых и нулевых годов, у этих партий были намного более мощные региональные отделения, которые в каждом регионе составили очень хорошие списки "симпатизантов" этих партий. Подписи этих людей относительно легко собирались, скажем, на выборах 1999 или 2003 года. А теперь, после восьми лет фактического отсутствия в Госдуме "яблоковцев" и "праводельцев", региональные отделения этих партий ослабли, былые сторонники умерли или переехали, и в подписях все чаще наблюдается брак", – отмечает Георгий Федоров.
Возглавляемая им ассоциация "Гражданский контроль" выступает за либерализацию партийного законодательства, включая отмену сбора подписей для малых партий. "Снижение проходного минимума с 7 до 5 процентов на следующих думских выборах в 2016 году – это шаг в правильном направлении, – считает Федоров. – Было бы логично дополнить его и облегчением допуска малых партий к самому голосованию. Ведь вся Россия и без того имела достаточно времени, чтобы узнать "Яблоко".
Как и следовало ожидать, лидеры всех малых партий также выразили надежду, что их соратники собирают подписи в последний раз – требование отмены этой процедуры на следующих выборах пользуется всеобщей поддержкой.
Если же подписи у "Яблока", "Правого дела" и "Патриотов России" все-таки примут, им предстоит пройти еще и регистрацию списка кандидатов. У всех трех большая проблема с первыми "десятками": кроме Григория Явлинского, Сергея Митрохина и Геннадия Семигина ("Патриоты России"), в списках этих почти нет известных на федеральном уровне политиков.
Впрочем, это проблема не одних только малых партий. "Мне непонятно, почему, ограничив общефедеральную часть списка восемью фамилиями вместо разрешенных законом десяти, "Справедливая Россия" не включила в эту восьмерку своих собственных успешных депутатов – Галину Хованскую, Геннадия Гудкова, Олега Шеина, – критически оценивает выбор "эсеров" политолог Дмитрий Орлов. – Странно выглядит и уже утвержденный в ЦИК список КПРФ – известные имена академика Жореса Алферова и космонавта Светланы Савицкой "утоплены" в низ списка, оказавшись за пределами первой тройки. В самой тройке – Зюганов и лояльные ему малоизвестные личности".
Общефедеральный список "Единой России" по традиции краток – он включает только фамилию действующего президента. Единоначалие в действии. Похожая ситуация и в ЛДПР: никто из стоящих рядом с Жириновским "перводесяточников" не известен широкой публике.
Возникает вопрос: почему партии недоиспользуют потенциал имеющихся в их распоряжении ярких имен? Видно, время такое наступило – неяркое, предпочитающее лояльность и единоначалие.