РИА Новости представляет арт-гид: самые интересные новые экспозиции и выставки, на которые еще можно успеть. Сентябрь начинается бурно: если любите классику - можно отправиться на датских художников в ГМИИ, моду - на Поля Пуаре в Музеи Кремля, предпочитаете современное искусство - посетите ММСИ на Гоголевском бульваре, где открылся масштабный проект "Невозможное сообщество". А если в музеи не хочется, просто прогуляйтесь по городу, и искусство само найдет вас неподалеку от Арбата или на Патриаршем мосту.
Новые выставки: датские мастера и невозможное сообщество
1. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина открыл выставку "Датские мастера. 1800-1850", посвященную Золотому веку датской культуры. В нежно-голубых залах музея разместилось 48 картин, которыми накануне открытия экспозиции успели полюбоваться королева Маргрете II и Светлана Медведева. Среди представленных здесь художников - Кристофер Вильхельм Экерсберг, Мартинус Рёрбю, Константин Хансен, Йорген Рёд, Кристен Кёбке и мастера из собрания копенгагенского Государственного художественного музея. При этом особый раздел выставки посвящен скульптору Бертелю Торвальдсену - одному из главных мастеров европейского неоклассицизма и единственному из датских художников Золотого века, кто удостоился мировой славы. На выставке демонстрируются 11 рисунков и живописный портрет скульптора из Музея Торвальдсена в Копенгагене.
В ГМИИ им. Пушкина до 6 ноября
2. Музеи Кремля привезли в столицу шедевры французского кутюрье и любимца актрис и аристократок Поля Пуаре, господствовавшего в мире моды до первой мировой войны. Среди заслуг кутюрье, осовободившего женщину от корсета, - создание свободных платьев-кимоно, туник и мода на именные духи. Акцент на выставке сделан на визите Пуаре в Россию - ровно 100 лет назад он демонстрировал в Москве и Санкт-Петербурге авангардные по тем временам туалеты, которые тут же принялись копировать великосветские портнихи. Особые связи были у Пуаре не только с аристократками, но и с актрисами - ведь в мир моды он пришел именно из театра. Поэтому в экспозиции представлены и его костюмы для сцены, и вещи, которые модельер создавал для повседневной жизни артисток. К первым относится бирюзовое платье, в котором Марта Давелли исполняла партию Гризеллы в одноименной опере Массне, ко вторым - туфли в стразах, в которых выходила в свет певица Мистенгет.
В Музеях Московского Кремля до 15 января 2012 года
3. Шедевры Антонелло да Мессины, итальянского художника эпохи Возрождения, привезли из Сицилии в Третьяковскую галерею на открывшуюся по случаю Года Италии в России выставку. Произведений да Мессины дошло до наших дней не так много, порядка 70, и они украшают самые представительные музейные собрания мира, в числе которых Дрезденская галерея Старых мастеров, лондонская Национальная галерея, Лувр. В самих сицилийских музеях, на родине мастера кватроченто, хранится всего семь его картин, большую часть которых - четыре - привезли в Москву. Среди них - двусторонняя доска "Мадонна с благословляющим младенцем и преклоняющимся францисканцем" с "Се человек" на оборотной стороне.
В Третьяковской галерее до 20 ноября
Читайте о выставке подробнее >>
4. Музей современного искусства запустил свой проект "Невозможное сообщество". Его идея родилась из ретроспективы, посвященной 10-летию российской арт-группы ESCAPE, та переросла в выставки и перформансы 30-ти художников и групп, а затем - выплеснулась на улицы города, где появились пульсирующий в ритме сердца "Маяк" Вадима Фишкина, огни на Патриаршем мосту, сообщающие о рождении ребенка, и репродукторы с вьетнамскими историями на Арбате. Основной проект тем временем открыт на двух этажах музея на Гоголевском, где представлена видео- и фотодокументация художественных акций, инсталляции и другие работы.
В ММСИ на Гоголевском бульваре до 8 октября
Читайте о "Невозможном сообществе" подробнее >>
5. Удивительная выставка архитектурных объектов Николая Левочкина, который при жизни работал машинистом в столичной подземке, а на досуге строил собственный рай в своих диковинных храмах и фантастических дворцах, открылась в понедельник вечером в Музее архитектуры. Необычная коллекция поступила в музей совершенно прозаическим образом: родственники Левочкина намерились продать доставшуюся им в наследство квартиру на Вековой улице, а до этого решили пристроить несколько десятков объектов, сложенных из палочек, фрагментов люстр, лампочек и прочей ерунды. Тогдашний директор МУАРа Давид Саркисян сжалился над трудами неизвестного гения, принял их в дар и спас тем самым от неминуемой расправы. Выставка выглядит хоть и немного странно, но очень человечно - главным образом за счет того, что здесь как на ладони видны мечты и стремления прожившего неприметную жизнь чудаковатого человека.
В Музее архитектуры им. Щусева до 2 октября
Читайте о выставке подробнее >>
6. Выставкой "Арктика" Мультимедиа Арт Музей приподнимает "ледяной занавес" и демонстрирует, что Северный полюс – уже давно не та терра инкогнита, какой он был несколько столетий назад. Представленные в МАММе снимки имеют и документальную, и художественную ценность, одновременно рассказывая и о красоте арктических пейзажей, и об освоении человеком этой самой хрупкой из земных экосистем. В экспозиции, созданной совместно с Датским агентством по культуре и искусству, участвуют работы датских и российских фотографов, среди которых – единственный россиянин в легендарном "Магнуме" Георгий Пенхасов, в 2006 году выпустившего альбом "Nordmeer". Среди датчан - один из лучших "арктических" фотографов Йоахим Кестер; Ивар Силис, на протяжении многих лет сотрудничающий с журналами GEO и National Geographic; Пер Бак Йенсен, профессор Датской Королевской Академии Художеств.
В Мультимедиа Арт Музее до 18 сентября
7. Здесь же в МАММе открылась выставка "Необратимость" ныне живущего в Пекине испанца Альберто Гарсии-Аликса. Эпатажный фотограф, с ног до головы покрытый татуировками, начал снимать в 70-х годах в 20 лет (а спустя несколько лет сделал первую татуировку - надпись "Не следуй за мной, я потерян"), когда после смерти диктатора Франко в стране набирало силу движение "Ла Мовида". Оно охватило все сферы культурной жизни и объединило таких же альтернативщииков, как и сам фотограф, снимавший своих друзей и знакомых, художников, музыкантов и попросту фриков. Выставка на Остоженке ретроспективна - она охватывает тридцать лет (1976 - 2009) от первых снимков до тех, что сделаны в 90-е и определены фотографом как "одиночество бреда".
В Мультимедиа Арт Музее с 10 сентября до 6 октября
8. Виктор Алимпиев, работающий в жанре видеоарта, открыл в галерее Риджина свой новый проект, участвующий в параллельной программе Московской биеннале современного искусства. Участие в арт-смотрах для художника не в новинку - Алимпиев представлял свои работы и на Берлинале, и дважды - на кинофестивале в Венеции. "Волшебный хруст" - видеоинсталлиция и документация перформанса,чье действие разворачивается на двух экранах.
В галерее "Риджина" до 20 сентября
Выставки, на которе еще можно успеть: наивное, рациональное и видимое
1. ММСИ выставляет итальянского художника-авангардиста Агостино Боналуми. В экспозиции "Рациональное и видимое" - трехмерные монохромные работы, которые одновременно можно назвать и живописью, и объектами. Свою уникальную технику, когда на сформированный рельеф накладывается прорезиненная или вощеная ткань, художник разрабатывал на протяжении нескольких десятилетий. В рамках привезенной экспозиции можно увидеть и его опыты 70-х годов - небольшие по размеру работы с отдельными выпуклыми частями, и объекты периода 90-х, где оптическая игра, построенная на сочетании ребристой поверхности, отбрасывающей тень, вогнутых и выступающих вперед частей, достигает своего апогея.
В ММСИ на Петровке до 11 сентября
2. В экспозиции Myprivacy, которая открывалась в рамках Фестиваля коллекций современного искусства, представлено собрание коллекционера Евгения Семенову и включает работы таких известных актуальных художников, как Юрий Аввакумов, Никита Алексеев, Константин Батынков, Леонид Тишков, Владимир Немухин и Игорь Макаревич. Кураторы представили эти работы как тотальную инсталляцию – в зале нет ни традиционной развески, ни подписей, а картины развешены в художественном беспорядке по принципу "что с чем лучше смотрится".
В Государственном Центре Современного Искусства до 11 сентября
3. Еще одна выставка фестиваля коллекций современного искусства - "В поисках утраченного времени. Современный русский наив" - представляет около двух сотен работ российских художников. Не имея специального образования, чаще всего самоучки из глубинки, всю жизнь посвятившие чему-то другому, наивные художники приходят в живопись словно по счастливому стечению обстоятельств, которого могло и не быть. Они работают так, как будто не имеют к большому искусству никакого отношения, а в итоге становятся объектами пристального внимания музеев и галерей. Так произошло, например, с одной из самых известных наших наивных художниц Еленой Волковой (единственной ныне живущей из восьми представленных в экспозиции), которая стала рисовать своих очеловеченных улыбающихся зверей в 45, а в 90 удостоилась персональной выставки в Третьяковской галерее. Или с Любовью Майковой из Тверской области, работавшей в родной деревне почтальоном и уборщицей и начавшей писать родные волжские пейзажи в 80. Ее персональная выставка проходила семь лет назад в петербургском "Манеже". Чаще всего, впрочем, эти художники востребованы скорее за рубежом, нежели у нас, как, например, Александр Лобанов, причудливо преломляющий "парадную" советскую действительность в портреты вождей или картины непременно вооруженных солдат и моряков. Детское восприятие действительности, архаичное сознание, близость к фольклору свойственны всем им, но каждому по-своему. Сложившиеся вне художественных школ и контекстов, выставленные здесь художники (Сергей Горшков, Владимир Зазнобин, Василий Романенков, Елена Волкова, Алексей Пичугин, Павел Леонов, Александр Лобанов, Любовь Майкова) как нельзя лучше подходят под определение самородков. Помимо живописи на выставке можно увидеть графику, скульптуру и инсталляцию.
В музее-заповеднике "Царицыно" до 11 сентября
4. Черно-белые снимки, которые показывает на выставке "Ручная печать: петербургская школа фотогарфии" в своем пространстве галерея Photographer, не подразумевают знакомых видов и туристических мест. Слово "петербургский" кураторы относят к стилю и духу представленных в экспозиции работ, которые, так или иначе, близки духу самого города, его строгости, изысканности, мистичности и сдержанной красоте, и объединены "манерой показывать простое непростым способом, будь то выбор техники исполнения или затейливая трактовка обыденного сюжета".
В галерее Photographer на "Винзаводе" до 11 сентября
Также идут:
К вывозу из СССР разрешено >> В фонде культуры "Екатерина" до 2 октября
Константин Зефиров. Не мертвая натура, а тихая жизнь >> В Третьяковской галерее до 16 октября
Избранники Клио >> В Государственном историческом музее до 24 октября
Шедевры XX века из коллекции Института современного искусства Валенсии >> В ММСИ на Петровке до 30 октября
Сальвадор Дали >> В ГМИИ им. Пушкина до 13 ноября