Рейтинг@Mail.ru
Выставка "Невозможное сообщество" рассказывает о том, как быть вместе - РИА Новости, 08.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выставка "Невозможное сообщество" рассказывает о том, как быть вместе

© Фото : предоставлено ММСИВалерий Айзенберг, "Визуальные манипуляции" №2. 1995, видео (Из цикла перформансов "Визуальные манипуляции",1994-1998)
Валерий Айзенберг, Визуальные манипуляции №2. 1995, видео  (Из цикла перформансов Визуальные манипуляции,1994-1998)
Читать ria.ru в
ММСИ запустил проект "Невозможное сообщество". Его идея родилась из ретроспективы, посвященной 10-летию уже несуществующей российской арт-группы ESCAPE, та переросла в выставку более чем 30-ти художников, а затем - вышла на улицы города, где появились пульсирующий в ритме сердца "Маяк" Вадима Фишкина, огни Альберто Гарутти на Патриаршем мосту, сообщающие о рождении ребенка, и репродукторы, откуда льются вьетнамские истории, на Арбатской площади.

Тамара Бараненкова

Музей современного искусства запустил проект "Невозможное сообщество". Его идея родилась из ретроспективы, посвященной 10-летию уже несуществующей российской арт-группы ESCAPE, та переросла в выставку более чем 30-ти художников, а затем - вышла на улицы города, где появились пульсирующий в ритме сердца "Маяк" Вадима Фишкина, огни Альберто Гарутти на Патриаршем мосту, сообщающие о рождении ребенка, и репродукторы, откуда льются вьетнамские истории, на Арбатской площади. Основной же проект, открывшийся в среду вечером и состоящий преимущественно из фото и видеодокументации перформансов и художественных акций, а также инсталляций и объектов, разместился на двух этажах музея на Гоголевском бульваре.

"Эта выставка – о коммуникации между людьми, о возможности быть вместе, и поэтому  она сама более чем какая-либо другая настроена на то, что вызовет ответную реакцию. "Невозможное сообщество" говорит о проблемности коммуникации и одновременно – о ее высшей ценности, о том, что именно проблемная коммуникация наиболее продуктивна", - рассказал на вернисаже в среду вечером ее куратор Виктор Мизиано.

По его словам, проект создавался "по принципу рифмы, рефренов, близости музыкальных тем, как текст или музыкальное произведение, где каждая строка вступает в резонанс с другой", а главное ее моделью стала группа ESCAPE.

ESCAPE (в его классическом составе – Валерий Айзенберг, Богдан Мамонов, Антон Литвин и Лиза Морозова) занималась публичным, перформативным искусством "здесь и сейчас", вовлекающим зрителя, исследующим его реакцию и превращающим в соучастника событий.

"Появившись в конце 90-х, эта группа закрыла собой тему сообщества, важную для того времени, но уже превращающаяся в исчезающую ценность, ведь последующие нулевые строились, как я думаю, не по принципу сообществ, а по принципу корпораций. ESCAPE были первыми, кто чутко отреагировал на изменения и заговорил об исходе – escape’e, об исчезновении. Они первыми осознали, что сообщество – уже выбор, а не состояние.  И тут же осознали его пределы. Все их работы – не о радости и не только о радости, а скорее о муке быть вместе и о радости через парадоксальное осознание мучительности", - считает Мизиано.

От этого и отталкивались организаторы проекта: в его рамках были объединены те, кто продолжает работать с темой "невозможного сосуществования" и коммуникации людей. Таким образом, по задумке куратора, выставка дает полный образ того, чем занимались ESCAPE во время существования группы.

Кто-то из художников касается темы городского пространства, кто-то – политических объединений или родственных связей, кто-то, как голландская художница Жанн ван Хесвейк – социально ущемленных групп, которые слишком привыкли рассчитывать на поддержку государства, но при этом не могут ничего требовать у власть имущих, а могут только тихо просить. В рамках ее совместного с Ильей Будрайтскисом и Марселем ван дер Мейсом проекта "Живые портреты молчащей реальности" художница затронула проблемы учителей, матерей, офицеров и защитников леса. "Мы много разговаривали с Ильей Будрайтскисом о проблемах современного общества в России, - рассказала художница. – Например, о сокращении социальной поддержки молодых семей или бедственном положении военных, которые происходят на фоне оптимистичных заявлений о росте рождаемости и реформе армии". В ходе проекта в разное время у четырех зданий российских министерств – внутренних дел, образования, здравоохранения и обороны -  появлялись молчаливые люди-памятники, фотосвидетельства о которых остались в ММСИ. Одна из живых скульптур - беременная женщина, держащая в руках стопку кирпичей, – около двух часов простояла на пьедестале и на открытии "Невозможного сообщества".

Работы самих участников ESCAPE также представлены на выставке – это три проекта, сделанные до 2005 года - "Исчезновение", "Головокружение" и "Хор", а также аудиопроект - "Радиотранслятор Escape", построенный на архивных записях разговоров участников уже прекратившей свое существование группы. Кроме того, все они подготовили индивидуальные проекты. Так, Айзенберг скрупулезно подсчитал вклад каждого художника в совместные проекты и представил результат в виде таблицы, Литвин показывает серию фотографий, задокументировавших, как он размещал на московских улицах несуществующие дорожные знаки Esc, а Морозова - интерактивный перформанс "Быть леворукими вместе".

Он представляет, с одной стороны, самостоятельную инсталляцию – это кабинка, задрапированная черной тканью, но главным образом – пространство для контакта двоих, разделенных внутри помещения перегородкой и имеющих возможность общаться друг с другом только через рукав – без взглядов и слов. Левая рука, по мысли Лизы Морозовой, - альтернатива "праворукому" западному миру и в то же время – метафора художника, который мыслит альтернативно, это рука, связанная с правым полушарием мозга, отвечающим за творчество и эмоции. В вечер открытия побыть леворуким можно было совместно с художницей, чей перформанс длился три часа. "Принципиально важной частью моего перформанса является то, что я и зритель находимся в одинаковом положении, - говорит художница, -  Я протягиваю левую руку, и каждый может отреагировать на это по-своему. Это - предложение открыть новый контакт восприятия, противоположный привычному в западной культуре, это не только новая форма, но и новый опыт, который приходит через эту форму".

"Невозможное сообщество" россиянина из Нью-Йорка Евгения Фикса называется "19 миллионов" - именно столько людей состояло в Коммунистической партии на момент распада Советского союза. Для проекта ММСИ художник обратился к пользователям социальных сетей с просьбой присылать портреты тех, кто состоял в КПСС на момент ее исчезновения: так появился занявшая целый зал инсталляция из портретов и автопортретов, которая будет пополняться и дальше. Пока же композиция насчитывает не 19 миллионов, а около сотни работ в самых разных техниках - фотографий, рисунков, картин написанных маслом и видео.  На почетном месте наподобие буддистского алтаря – портрет Владимира Путина, которому сделаны подношения в виде упаковок из-под сока.

Среди акций, которые в день открытия можно было увидеть живьем, оказался проект "(Как бы) Паноптикум" группы TanzLaboratorium, чьи участники двигались в разных залах музея одновременно так, что зритель не имел возможности видеть обоих участников перформанса вместе, и [mju:t] художника Константина Аджера, в ходе которого он и другие профессиональные музыканты импровизировали, играя на незвучащих инструментах.

"В ходе этого перформанса мы играем "внутреннюю музыку": электронные инструменты не подключены к питанию, у саксофона нет трости. Музыка возникает из взаимодействия с пространством, с людьми, с которыми я играю", - рассказал художник.

В этот же вечер зажглись огни Патриаршего моста – так стартовал проект итальянца Альберто Гарутти, получивший название "Рожденным сегодня". Задачей своих проектов художник также считает взаимодействие с публикой. "Мои произведения не существуют сами по себе, прежде всего они направлены вовне и призваны вызывать эмоции у людей. Моя задача – как бы зацепить горожан на "крючок", вовлечь их в проекты, которые я делаю, и пригласить их к размышлению". Своей универсальной темой  Гарутти называет тему рождения и жизни. Это то, что понятно каждому, говорит он, оттого его проект может иметь место в разных городах мира. Суть "Рожденным сегодня" состоит в том, что огни Патриаршего моста связаны с одним из столичных роддомов , и когда там рождается ребенок, лампы на мосту вспыхивают ярче, рассказывая о новом появившемся на земле человеке прохожим. До Москвы огни рассказывали о появлении новой жизни в Стамбуле, Бергамо, Генте и Галлиполи.

Прогуливаясь от Патриаршего моста к Арбатской площади через основной проект, можно дойти до кинотеатра "Художественный" – здесь раз в полчаса по задумке датчанина Йенса Хаанинга из репродуктора доносятся истории на вьетнамском языке, которые не могут быть понятны прохожим, а после подняться до Большой Садовой улицы. Там, в стеклянной башне гостиницы "Пекин" уже несколько дней "бьется" в такт сердцу Владимира Фишкина его проект "Маяк". Издалека это и правда похоже на маяк, только не белый, а красный – гигантские окна внутри башни затянули красной пленкой, которая подсвечивается то загорающими, то гаснущими софитами.

Выставка работает до 6 ноября.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала