Путь "Снежного дракона": Китай идет в Арктику — вместе с Россией

Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости

Китайские власти включили Арктику в число направлений мегапроекта "Один пояс, один путь", Россия подписала с Китаем ряд соглашений по освоению арктического региона, КНР строит свой второй большой ледокол "Снежный дракон — 2". Что привлекает Китай в Арктике и каковы перспективы российско-китайского сотрудничества в ее освоении — в материале РИА Новости.

Поход за Полярный круг

В июне Госкомитет по развитию и реформе и Государственное океанографическое управление КНР назвали Арктику одним из направлений проекта "Один пояс, один путь". В "Концепции сотрудничества на море в рамках инициативы Пояса и Пути" сказано о необходимости привлекать китайские компании к коммерческому использованию арктических транспортных маршрутов.

Глава МИД РФ С.Лавров посетил форум Территория смыслов. 22 июля 2016
Россия приглашает Китай к реализации проектов в Арктике

Россия подписала с китайским океанографическим управлением меморандум о взаимопонимании, цель которого — расширение международного сотрудничества в области арктических и антарктических исследований. Такие же документы с Китаем подписали Норвегия, США, Германия, Чили и Аргентина. В июле по итогам визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпина было выпущено совместное заявление, в котором подчеркнуто особое значение сотрудничества в развитии Северного морского пути.

О растущем интересе Китая к Арктике говорит и то, что в последнее время он активно наращивает свой ледокольный флот.

До недавнего времени он был представлен двумя исследовательскими ледоколами, самый мощный из которых — "Снежный дракон" ("Сэлуюн"), по сути, был просто транспортным плавсредством ледового класса. Еще в 1993 году КНР приобрела у Украины это бывшее советское судно типа "Иван Папанин" и в процессе неоднократно модернизировала его. За последние два года к ее северному флоту присоединились еще два ледокола.

© AFP 2017 / StringerКитайский ледокол XueLong("Снежный дракон")
Китайский ледокол XueLong("Снежный дракон")

Сейчас Китай с участием финской компании Aker Arctic Technology строит свой первый мощный ледокол собственного производства. Предполагается, что "Снежный дракон — 2" будет способен преодолевать лед до полутора метров на скорости три узла и сможет также двигаться во льду задним ходом, хотя при этом он будет обладать меньшим водоизмещением, чем его предшественник. По словам российского военного эксперта, старшего научного сотрудника Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, практически это будет первый полноценный полярный ледокол, который поступит в распоряжение китайских ученых. Планируется спустить его на воду в 2019 году.

Пекин развивает исследования Арктики, и надежный ледокольный флот становится ему все более необходим.

"Китай довольно активен в этой области и имеет четыре станции исследований в Антарктике, включая две, работающие круглый год. Такая исследовательская деятельность сложна без арктического ледокола", — утверждает Василий Кашин.

Короче и безопаснее

Что привлекает Китай в Арктике? На первый взгляд, ответ очевиден: полезные ископаемые. В этом регионе сосредоточена пятая часть всех природных ресурсов Земли. Однако даже если это и так, то интерес КНР к арктическим подземным кладовым носит скорее долгосрочный характер и расчет делается на удаленную перспективу. Проблема в том, что пока в оффшорном бурении Китай зависит от иностранных технологий — даже в прилегающих к нему теплых морях. Технологии для добычи природных ресурсов в арктических водах намного сложнее, и в этой сфере Китай достаточного опыта не имеет.

В ближайшем будущем КНР рассматривает Арктику как более короткий и безопасный путь, связывающий материковый Китай с Европой. По словам исполнительного директора Института полярного права и политики Океанского университета КНР Го Пэйцина, арктические маршруты — Северный морской путь и Северо-Западный морской проход — могут стать важным стратегическим дополнением проекта "Один пояс, один путь".

"Транспортный маршрут проекта "Экономический пояс Шелкового пути" пересекает евразийский континент ровно посередине, маршрут проекта "Морской путь XXI века" проходит по югу. Северный водный маршрут пока отсутствует. Главная ценность арктического морского маршрута в том, что регионы, через которые он проходит, относительно спокойные. Судите сами: "Экономический пояс" пересекает немало стран, где сложились конфликтные ситуации. "Морской путь XXI века" пролегает через Южно-Китайское море, Юго-Восточную Азию, Индийский океан — там такие же проблемы. Другое дело — северный маршрут, потому я считаю, что он может стать серьезным стимулом, который поспособствует евразийской экономической интеграции", — объяснил Го Пэйцин агентству Sputnik Китай.

© AP Photo / David GoldmanКитайский грузовой корабль в северной части Тихого океана у побережья Аляски
Китайский грузовой корабль в северной части Тихого океана у побережья Аляски
Первый российский беспилотный вертолет ВРТ 300 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 в Жуковском. 18 июля 2017
Китайские компании заинтересовались российскими арктическими беспилотниками

Не менее важна и экономическая составляющая арктических транспортных проектов. Китайский эксперт напомнил, что маршруты через Северо-Западный проход и Северный морской путь позволят сэкономить китайским компаниям время и деньги на пути в западные страны. С учетом таяния льдов в Северном Ледовитом океане Северный морской путь может стать альтернативой главному трансконтинентальному маршруту, проходящему по южным морям Евразии и далее в Африку через Суэцкий канал. Так, проход грузового судна из Шанхая в Гамбург по Севморпути на 2,8 тысячи миль короче, чем маршрут через Суэцкий канал.

В 2010 году гонконгское судно MV Nordic Barents доставило железную руду из норвежского Киркенеса в Шанхай по Севморпути, что позволило сократить транспортные издержки на 180 тысяч долларов. В 2013 году датский сухогруз Nordic Orion перевез уголь из Канады в Финляндию через Северо-Западный проход, сократив время доставки на четыре дня и сэкономив 200 тысяч долларов.

Совместные проекты

Кроме того, трасса Севморпути проходит через зону реализации совместного российско-китайского проекта "Ямал СПГ", который предусматривает добычу природного газа и строительство завода по его сжижению мощностью 16,5 миллиона тонн СПГ и 1,2 миллиона тонн газового конденсата, поставляемого на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

"Сотрудничество с Россией приоритетно для Китая. Мы видим, как сейчас активно развивается совместный газодобывающий проект на Ямале, очень перспективно взаимодействие по проекту железнодорожной магистрали "Белкомур" из Архангельска через Белое море, в республику Коми и далее на Урал. Крупнейшие китайские госкорпорации намерены вложиться в него. Нет сомнений, в будущем Архангельск и Мурманск станут главными транспортными узлами в Европе, которые свяжут арктический морской путь, север Европы и внутренние регионы России", — считает Го Пэйцин.

Предполагается, что Китай будет ежегодно получать с Ямала два десятка танкеров, доставляющих три миллиона тонн сжиженного природного газа.

© РИА Новости / Евгений ОдиноковПерейти в фотобанкРабочие завода по производству сжиженного газа "Ямал СПГ"
Рабочие завода по производству сжиженного газа "Ямал СПГ"

Амбиции под контролем

Арктика. Земля Франца-Иосифа.
В EY оценили перспективы сотрудничества России и Китая в Арктике
Китай стремится закрепиться на северных морских маршрутах, в том числе реализуя свою глобальную амбициозную цель — уменьшить стратегическое влияние США в разных регионах мира. Соответствует ей и объединение усилий с Россией по совместному освоению Арктики, которая превращается в еще одну точку "стратегического рывка" КНР.

В этом плане арктические широты вполне могут быть использованы Китаем и для решения задач военного характера. Василий Кашин напоминает, что ранее не только Россия и США, но также Великобритания и, возможно, Франция направляли свои атомные подводные лодки в Северный Ледовитый океан, в том числе для проведения операций под ледяным покровом.

"Арктические льды, непрерывно трущиеся друг о друга, создают постоянный шумовой фон, затрудняя обнаружение подводных судов с помощью гидроакустики. Использование противолодочной авиации невозможно из-за ледового покрова. В результате действующие в Арктике атомные подлодки получают значительное преимущество в скрытности", — поясняет эксперт.

В то же время скрытный проход китайской атомной подводной лодки в арктические воды через Берингов пролив может быть затруднен, если ни Россия, ни США не будут заинтересованы в ее присутствии в этих водах.

В мире
Комментарии
9 пользователей оставили 9 комментариев
Лично я бы предпочел, чтобы в Арктике были исключительно русские, а все остальные (немногие) - на "подхвате"...
Серж К, я бы тоже.а остальных не надо вообще,ни в каком качестве кроме потребителей услуг.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена