Алессандро Папетти (Alessandro Papetti) в своих работах исследует городскую среду и заброшенные пространства. Московскую выставку художник начал разрабатывать еще в 2006 году - он фотографировал заводы ЗИЛ, "Москвич" (АЗЛК) и ГПЗ-1, чтобы потом перенести кадры на холст.
"Те места, которые я посетил и увидел, произвели на меня огромное впечатление - это огромного размера заброшенные помещения, имеющие историческое значение. На меня произвело впечатление, что в них уже нет людей, но при этом ощущаются какие-то признаки, которые напоминают о том, что здесь раньше были люди, была какая-то деятельность", - рассказывает художник.
Папетти не изображает на картинах людей, его цель - передать ощущение заброшенности и оставленности, а не показать место работы. На холстах сочетаются широкоформатные панорамы пустых заводов и крупные планы деталей некогда работающих станков. Картины слегка размыты, словно изображение немного не в фокусе - это создает впечатление ирреальности, наводит на мысль об искусственности созданного человеком и брошенного им за ненадобностью.
По словам художника, главное отличие московских заводов от тех, которые он изображала ранее, это наличие станков, которые и создают впечатление, что рабочие ненадолго ушли.
"Другие пространства - это совершенно пустые помещения, а здесь и детали машин, и какие-то технические фрагменты. Главное впечатление, которое на меня произвели московские фабрики и заводы - ощущение, что время остановилось и что люди здесь, но их на самом деле нет", - добавляет Папетти.
Алессандро Папетти родился в 1958 году в Милане. Широкую известность снискал после участия в Венецианской биеннале 2003 года. Последние 20 лет художник исследует тему индустриальной археологии. Первыми результатами этой работы стали промышленные пейзажи из цикла "Судоверфи", где он изобразил судостроительные заводы, и урбанистическая серия "Утроба города". В дальнейшем тема получила развитие в серии живописных работ, посвященных бывшему зданию завода Renault. Выставка "Москва. Фабрики утопии" является прямым продолжением исследования темы индустриальной археологии в творчестве художника.
Выставка в Музее архитектуры имени Щусева проходит в рамках третьей Московской Архитектурной Биеннале при поддержке Фонда "Центр развития итало-российских отношений" (Италия), Посольства Италии в России и Итальянского Института Культуры в Москве.