Биологи из России создали уникальную систему диагностики туберкулеза

© AP Photo / Mstyslav ChernovВрач готовит образцы для тестирования на туберкулезВрач готовит образцы для тестирования на туберкулез

МОСКВА, 7 июн – РИА Новости. Российские биологи создали уникальную систему диагностики туберкулеза, которая позволяет находить даже самые ранние следы инфекции в легких по нескольким выдохам. Первые выводы по ее использованию были представлены в Journal of Breath Research.

Возбудитель туберкулеза - бактерия Mycobacterium tuberculosis
Ученые выяснили, почему туберкулез не уничтожил все человечество
"Мы впервые смогли неинвазивно собрать пробы легочной жидкости из выдыхаемого воздуха и обнаружить в пробах  антитела, специфичные к так называемым секретируемым антигенам микобактерий, вызывающих туберкулез. Эти антитела появляются, если у человека в легких размножаются микобактерии, или же при долгом уходе за туберкулезным больным", — рассказывает Виктор Морозов из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино, чьи слова приводит пресс-служба НИИ.

Как рассказывают ученые, сегодня десятки тысяч людей в России и в других странах мира продолжают умирать от туберкулеза и осложнений, к которым ведет его развитие. Как правило, медики фиксируют развитие туберкулеза уже тогда, когда он начинает сильно влиять на работу организма человека, что осложняет лечение и создает множество проблем для больных и врачей.

Поэтому создание методики, которая позволяла бы находить туберкулез еще до того, как он успел "окопаться" в легких, помогло бы сократить расходы на лечение больных и улучшить им жизнь. Это стало особенно важным в последние годы, так как сейчас туберкулезная палочка начала приобретать неуязвимость к действию уже существующих антибиотиков.

Ученый с моделью ДНК в пробирке
Российские биологи предупредили об опасной эволюции туберкулезной палочки

Морозов и его коллеги по ИТЭБ уже много лет работают над созданием подобных систем диагностики, изучая те молекулы,  которые попадают в воздух при его выдохе из легких. Год назад им удалось показать, что в нем присутствуют микроскопические капли жидкости, содержащие в себе биологические молекулы.

Ученые, как отмечают авторы статьи, давно подозревают, что подобные капли содержат в себе обрывки антител, бактериальные белки и другие намеки на то, что палочка Коха (Mycobacterium tuberculosis), возбудитель туберкулеза, начала размножаться в легких и проникать в иммунные клетки. Эту идею долгое время нельзя было проверить из-за чрезвычайно малых размеров капель.

© Morozov et al. / Journal of Breath Research 2018Аппарат для поиска следов туберкулеза в выдыхаемом воздухе, созданный российскими учеными

Российские биофизики решили эту проблему, создав особый электронный фильтр, который улавливал, собирал и "высушивал" подобные капли. Используя этот фильтр, в своей новой работе Морозов и его команда создали полноценную "бесконтактную" систему диагностики туберкулеза, которой сможет пользоваться даже неспециалист, и проверили ее работу на пациентах, недавно поступивших в клинику ЦНИИ туберкулеза в Москве, и на десяти здоровых добровольцах.

Возбудитель туберкулеза - бактерия Mycobacterium tuberculosis
Ученые создали первую за 100 лет вакцину от туберкулеза

Как показали эти опыты, подобный фильтр может улавливать даже самые ранние и незаметные следы инфекции, когда присутствие бактерии в легких еще ничего не выдает. Вся процедура диагностики, как отмечают авторы статьи, занимает около 10-20 минут, и не включает в себя никаких потенциально болезненных вмешательств в работу организма.

Пока эта система, как отмечают ученые, позволяет находить туберкулез с точностью в 65-70%, однако ее можно будет легко повысить, если включить в число анализов поиски следов воспалений, вызываемых туберкулезной инфекцией. Это станет следующей задачей исследователей, если проект получит дальнейшее финансирование.