Палеонтологи впервые нашли окаменелое яйцо динозавра в Сибири

© Skutschas et al. / Historical Biology 2017Окаменелые яйца динозавров, найденные в Кемеровской областиОкаменелые яйца динозавров, найденные в Кемеровской области

МОСКВА, 13 ноя – РИА Новости. Ученые из Палеонтологического института РАН и трех российских вузов нашли на территории Кемеровской области окаменевшее яйцо динозавра времен мелового периода, ставшее первой находкой такого рода для России, говорится в статье, опубликованной в журнале Historical Biology.

"Открытие фрагментов окаменевшего яйца динозавра у деревни Шестаково является очень важным и историческим открытием для нас, так как раньше в России никогда не делали подобных находок, относящихся к началу мелового периода. Скорее всего, это яйцо было отложено небольшим хищным динозавром, троодоном, или же каким-то видом примитивных птиц", — пишут Павел Скучас из Санкт-Петербургского государственного университета и его коллеги.

Слева – скорлупа динозавра с «крокодильей» кладкой, справа – с «птичьей» кладкой яиц
Ученые: часть динозавров строила гнезда и высиживала яйца, как птицы

До недавнего времени ученым были известны лишь единичные примеры окаменелых яиц динозавров и фрагменты их скорлупок, однако в последние два десятилетия картина радикально поменялась – сейчас ученым известны сотни окаменелых яиц динозавров самых разных видов.

За последние годы палеонтологи нашли сразу несколько "кладбищ яиц" на севере Китая и в монгольской части пустыни Гоби, и десятки яиц крупнейших динозавров Земли в Аргентине. Благодаря им мы знаем, что некоторые динозавры были теплокровными существами, высиживающими яйца примерно так же, как это делают современные птицы.

Эта "революция", как отмечают ученые, фактически не затронула Россию – на территории нашей страны была совершена всего лишь одна подобная находка. В 2009 году группе палеонтологов под руководством Паскаля Годефруа (Pascal Godefroit) удалось найти на территории Чукотки фрагменты окаменелого яйца в породах, сформировавшихся незадолго до вымирания динозавров. Все последующие громкие заявления об открытии яиц динозавров оказались "утками" или ошибками палеонтологов-любителей, спутавших камни необычной формы с окаменелостями.

Так художник представил себе овираптора, сидящего на кладке
Ученые вычислили температуру тела динозавров по скорлупе их яиц

Скучас и его коллеги открыли первые фрагменты "российского" яйца динозавров, живших на территории нашей страны в начале мелового периода, проводя раскопки в окрестностях деревни Шестаково на юге Кемеровской области. Эта деревня и ее окрестности достаточно давно считаются "столицей" динозавров Сибири, так как ученые регулярно находят здесь останки крупных и малых древних ящеров, а также других животных мезозойской эры начиная с середины 1950 годов.

В августе 2008 года российским ученым улыбнулась удача – им удалось найти два крупных фрагмента одного и того же яйца динозавра, чьи размеры составляли примерно три сантиметра. Срезав небольшие фрагменты скорлупы, ученые смогли вычислить ее толщину – примерно 0,5 миллиметра, и понять, что их находка очень похожа по своему устройству на окаменелые яйца, найденные в соседней Монголии, и принадлежит хищному пернатому ящеру или протоптице.

Так художник представил себе зародыш люфенгозавра
Палеонтологи выяснили, как быстро динозавры вылуплялись из яйца

То, какой именно вид динозавров оставил это яйцо, скорее всего, выяснить не удастся. С другой стороны, изучение сходств и различий в структуре окаменелостей, найденных в России, Монголии и других уголках Азии, помогает оценить видовое богатство, проследить родственные связи между пока неизвестными нам "владельцами" этих яиц, а также понять, в каких условиях они жили и как развивался их молодняк.